– Есть такое ощущение, что Шукшина вы открыли для себя недавно.
– (Пауза.) Ну, как сказать... Его сценическую составляющую – недавно, да. Двояко ведь можно на это смотреть... и как вообще определить, чем Шукшин отличается от Распутина? От других деревенщиков чем отличается?
– Ну да. Меня просто потрясло представление молодого человека из Питера о сибирских крестьянах – когда герой у вас запрыгивает на стол, садится "на корты", делает распальцовку... Рэпер Сява какой-то.
– Ну, человек вдруг попадает в сказочный мир. А как там себя вести, не знает. К тому же здесь, видите, такая вещь: Шукшин; Алтай – родина его; его люди... Я, честно говоря, старался не думать об этом, потому что я не алтаец. Чтобы проникнуть в это, нужно родиться здесь и здесь вырасти. Ну и, видите, еще работает стереотип "Шукшин – юморист".
– А есть такой стереотип?!
– Да, если судить по реакции зала...
– Денис, вам самому нравится ваш спектакль?
– Сложный вопрос, можно я не буду на него отвечать? Пополам...
– Хорошо. О чем тогда ваш спектакль?
– О людях. Видите, большой сложностью было соединить все в одну сюжетную линию, и были какие-то... В общем, сейчас я уже могу сказать, что та тема, которую я брал за главную, "крепкий мужик", – она не выстрелила. Может быть, это я виноват. Артисты хорошо справились, они сделали максимум того, что хотелось. Потому что в первом акте вообще все придумывалось с нуля – этюды, этюды, этюды... Самое главное для меня: был поиск. Не только односторонний: "встаньте сюда, сделайте это". Люди что-то приносили, я со своей стороны что-то приносил, и мы что-то вместе пытались делать. Сейчас, посмотрев спектакль, я бы многое поменял. Кого-то бы убрал вообще, какие-то сцены бы сменил…
Шукшин-юморист
На премьере 12 апреля зрители громко смеялись дважды: на шутке про "не пьют только кошка и собака – они лакают" и на шутке про 900 граммов кала. Люди, знакомые с творчеством Шукшина, сидели с недоуменными лицами. Режиссер размашисто соединил семь рассказов (похоже, семь первых попавшихся рассказов) Шукшина в одну историю. Получились чудеса. "Я на днях стала диван выколачивать, так он: „Что же это вы на площадке-то? Я диссертацию пишу!“" – это деревенские женщины разговаривают на завалинке. Или вот: артисты из рассказа "Крыша над головой" переезжают из здания бывшей церкви в новый клуб: "Товарищи! Нам дали новое помещение!" Шурыгин сносит церковь и отбивается от нападок односельчан: церковь жалеют, а клуба в деревне нормального нет. Куда он делся-то, клуб? Вы же в него пять минут назад переехали! Впрочем, Шурыгин вообще выглядит в спектакле шизофреником, потому что его режиссер недрогнувшей рукой собрал из героев трех рассказов (еще Максим из "Верую" и Петька Сибирцев из "Бесед при ясной луне"). А больше всего лично мне обидно за Михаила Демина из рассказа "Постскриптум", когда он, с прихватами опытного уголовника, растопыривает пальцы веером и начинает: "сма-атрели мы тут одну крепость. Там раньше сидели зэки, на". То есть этим спектаклем режиссер показал, что он вообще ничего не понял: ни в Шукшине, ни в нашем любимом родном крае.
Выполним и перевыполним
При этом вопросов к режиссеру вообще никаких нет: почему бы молодому человеку не заработать немножко денег? Кстати, поскольку Денис был единолично драматургом, режиссером и автором декораций, то получилось у него далеко не "немножко".
Вопросы, скорее, к директору театра и руководителям управления по культуре: почему такой важный спектакль (разговоры о нем велись года два, назывались имена лучших, опытнейших российских театральных режиссеров) ставил этот Денис Шибаев? Почему на всю работу отводилось два месяца? Что вообще происходит?
И я знаю все ответы. Дело в том, что спектакль "Сила сердечная, боль заповедная" поставлен не для радости зрителей, не для внимания устроителей театральных фестивалей, не для признания коллег, а ради совсем других, не очень понятных нам номенклатурных ценностей. Каждому театру – по шукшинскому спектаклю. План по Шукшину выполним и перевыполним, ура! Вперед, навстречу юбилею! И если действительно мы теперь считаем, что "Шукшин – юморист", тогда – да. Тогда в сфере духа у нас все в порядке.
За Шушкина только обидно.
Справка
Режиссеру Денису Шибаеву 28 лет. В 2007 году он окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Осуществил постановки шести спектаклей, из них два в учебном театре академии.
Посмотреть спектакль вы сможете 23 апреля в 18.30.