Свет погасшей звезды
Людмила Сухова,
заведующая ельцовским музеем:
Решение об открытии дома-музея в родном селе Екатерины Фёдоровны было принято в 2008 году. Но создать музей в доме актрисы не получается, нынешние хозяева дома Савиновых запросили за него огромную сумму. Мы были вынуждены отказаться от него и выкупить соседний дом, где жила подруга Екатерины Фёдоровны – Ефросинья Бурлакова, имя которой было использовано в фильме.
Игорь Коротков,
директор Музея литературы, искусства и культуры Алтая:
Документы на придание дому-музею актрисы статуса филиала ГМИЛИКА уже запущены. Специалисты занимаются тематико-экспозиционным планом, предстоит большая работа по переоборудованию строения. Нужно сделать гардероб, провести коммуникации, создать специальные условия для хранения экспонатов, поставить охрану. Постараемся, чтобы к юбилею актрисы всё было готово и музей начал работу. Возможно, к этому времени хозяева дома Савиновых одумаются и пойдут нам навстречу, тогда мемориальный музей будет создан на двух участках.
К юбилею Екатерины Фёдоровны компания "Крупный план" занялась колоризацией ленты, принёсшей актрисе популярность. Планируется, что к концу года мы сможем посмотреть картину о трогательной провинциальной девушке, приехавшей покорять столицу, в цвете.
Работники музея в Ельцовке и специалисты ГМИЛИКА активно изучают биографию Екатерины Фёдоровны, собирают документы, фотографии и личные вещи для будущей экспозиции. Мы решили присоединиться к ним и вспомнить, какой была жизнь Екатерины Савиновой, актрисы с уникальным голосом в три с половиной октавы.
Голосистая семья
Елена Огнева,
заместитель директора по научной работе ГМИЛИКА:
Семьи Савиновых и Бурлаковых переехали из Пензенской губернии в годы Столыпинских реформ. Первыми на Алтае обосновались Савиновы, а через год-два приехали и Бурлаковы. Как и в прежней жизни решили, держаться друг за друга.
Екатерина Савинова родилась в Ельцовке в 1926 году. Отец актрисы, Фёдор Яковлевич, окончил три класса церковноприходской школы, а затем работал счетоводом в колхозе. Мать, Мария Семёновна, грамоты не знала, писать её учили дети.
– В семье Савиновых было четыре ребёнка, – говорит Людмила Сухова. – Старший, Александр, выучился на врача и уехал в Москву, Мария стала учительницей в Новосибирске, младший брат Николай работал шофёром в Новокузнецке.
Екатерина Фёдоровна была третьим ребёнком. С семи лет она присматривала за детьми односельчанина Шацких. Дети его учились в Питере и, приезжая домой, много рассказывали, пели арии из опер, романсы, песни. Дети привозили пластинки, и Савинова вместе со своей мамой заучивали записи.
Из воспоминаний о Екатерине старшей сестры актрисы Марии Панченко:
– Когда мы стали подрастать, она, как сказки, рассказывала содержание опер и пела отрывки из арий, а мы подпевали ей. Так что мы пели всё: романсы, русские народные песни, очень любили советские песни – особенно "Расстрел коммунаров".
Когда Кате было годика три-четыре, то часто взрослые уже ребята и девушки уносили её на Колокольчик (гора в Ельцовке. – Прим. ред.) около реки Чумыш. А мы с мамой частенько бегали искать Катю. Бывало, бежим, спрашиваем, не видели ли Катюшку, а соседи кричат: "Семёновна, Катюшу опять молодёжь унесла на Колокольчик!" Прибежим туда, а наша малышка сидит посреди круга и поёт. Сначала пропоёт всё, что знает: песни, частушки, а потом уже поёт обо всём, что видит: о небе, реке, горах, цветах, деревьях, птицах. Молодёжь, затаив дыхание, с умилением смотрит на неё и слушает. Мы с мамой подойдём тихонько, на нас шикают: "Не мешайте".
– Соседи вспоминали, что во время приготовления ужина Мария Семёновна и дети всегда пели, – продолжает Людмила Сухова. – Пели так, что все заслушивались и подходили к дому. Екатерина Фёдоровна очень любила петь. В школе участвовала в самодеятельности, сама ставила спектакли. Одноклассница актрисы Екатерина Озерова говорила, что Савинова была заводилой. Если Озерова что-то не могла, не получалось у неё, та говорила: "Погоди, Катя, у меня для тебя другая роль". Всегда помогала ребятам.
Утреннее знакомство
В 1944 году Екатерина Савинова, окончив 10 классов, поехала поступать во ВГИК. Но провалилась на вступительных экзаменах и пошла учиться в землеустроительный институт. Через полгода она забрала документы и поступила на курсы профессора ВГИКа Василия Ванина. Однако вскоре её отчислили. По словам Ванина, Савинова была замечательной актрисой для театра, но не для кино.
Через год попытка поступления оказалась удачной, Екатерина Фёдоровна попала в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. С Савиновой учились Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова, Клавдия Хабарова. Тогда же она встретилась со своим будущим мужем – Евгением Ташковым.
– Познакомились они в женском общежитии, – продолжает заведующая музеем в Ельцовке. – В мужском не оказалось места для Ташкова, и его на одну ночь разместили к девушкам. И он попал в комнату к Савиновой. Позже он вспоминал, что для того, чтобы не смущать студенток, отвернулся лицом к стене и не поворачивался. Когда он услышал голос Екатерины Фёдоровны, возникло сильное желание повернуться и посмотреть на обладательницу этого удивительного голоса, но не осмелился. Так что познакомились они только утром.
Через восемь месяцев после окончания института она вышла замуж за своего сокурсника Евгения Ташкова. В 1957 году у возлюбленных родился сын, которого назвали Андреем.
Дебют в кино и закрытые двери
В последние годы обучения Екатерина Савинова снялась в фильме Ивана Пырьева "Кубанские казаки", где сыграла Любочку. Актриса приглянулась режиссёру, но не ответила взаимностью. После участия в "Казаках" все двери в кино перед Екатериной были закрыты волей Пырьева, возглавлявшего тогда "Мосфильм". Актриса оказалась в чёрном списке кинокомпании.
– Было много случаев, когда она пробовалась на главные роли и удачно их проходила, – говорит Людмила Анатольевна. – Её утверждали, говорили, что перезвонят. Но через какое-то время связывались и извинялись. Её брали только на эпизодические роли.
– Казалось, актрису не замечают, а точнее, не хотят замечать, – подхватывает Елена Огнева. – Всё, что было ею сыграно, не соответствовало уровню её возможностей, актёрскому потенциалу.
После окончания с отличием театрального вуза Екатерина, единственная со всего курса, была приглашена работать в МХАТ. Но она отказалась от этого предложения, будучи уверенной, что её призвание – кино. После ВГИКа девушка поступила в Институт имени Гнесиных, где занималась вокалом.
Из воспоминаний мужа актрисы Евгения Ташкова:
Когда Катя окончила институт, ей предложили специально для неё оркестр. Она по разным мотивам отказалась от него. Катя не была тщеславной, может, это и было её минусом. Она получала наслаждение от процесса пения, а не от показов результатов труда. Поэтому ей было достаточно того, что она два часа пела на уроке – для себя.
Главная роль
С 1952 года Екатерина Савинова играла в Театре-студии киноактёра. Но и здесь крупных театральных ролей долгое время не получала. Видя это, Ташков написал сценарий к фильму "Приходите завтра". После обычных кинопроб Савинова была утверждена на эту роль.
– К началу съёмок картины она училась на последнем курсе, – говорит муж актрисы Евгений Ташков. – Долгое время педагоги не могли определить, какой же у Кати голос – контральто, меццо-сопрано или драматическое сопрано. В конце концов нашли правильное решение – стали ставить голос, какой у неё был, – огромный, с удивительно красивым тембром на три с половиной октавы. И в "Приходите завтра" Катя спела "Вдоль по Питерской" очень низким голосом, а потом и арию Розины из оперы Россини "Севильский цирюльник".
Многое в этой киноленте взято из биографии актрисы. Обе едут из Ельцовки в Москву поступать, обе испытывают проблемы при поступлении. Кстати, в ленте героиня Фрося пишет письмо домой и просит передать родных привет семье Савиновых, фамилия которых звучит с ударением на второй слог.
– В Ельцовке Екатерину Фёдоровну знали именно под такой фамилией, – утверждает Людмила Сухова. – Когда она поехала в Москву, то немного изменила звучание фамилии, переставив ударение на первый слог.
В обход запретам
При съёмках картины творческая группа киношников столкнулись с рядом проблем. Современники вспоминают, что картина снималась в обход запретов Пырьева. Для этого съёмочной группе пришлось уехать из Москвы на Одесскую киностудию. Но и здесь съёмки пытались запретить. Екатерину Савинову критики обвинили в бездарности, а Ташкову пришлось долго убеждать руководителя киностудии, что необходимо продолжать съёмки.
– Тогда-то, во время съёмок, и случилась трагичная история с болезнью Екатерины Фёдоровны, – говорит заведующая музеем в Ельцовке. – Савинова выпила парного молока и заразилась бруцеллёзом. Врачи не смогли верно диагностировать болезнь, и та успела перейти в хроническую форму и дала осложнение на головной мозг актрисы. Съёмки даже прерывали для того, чтобы она смогла отлежаться в больнице и чтобы спала температура. Савинова так и не излечилась, и каждый год до конца жизни ложилась в больницу и проводила там примерно по три месяца. У Екатерины Фёдоровны начала развиваться шизофрения.
Несмотря на запреты и давление, фильм в 1963 году всё же вышел. За роль Фроси Бурлаковой в 1965 году Екатерину Фёдоровну наградили званием "Заслуженная артистка РСФСР".
Последняя на сцене
В периоды ремиссии Екатерина Савинова ездила с гастролями вместе с другими актёрами, давала концерты.
– Её концертная деятельность была довольно своеобразной, – вспоминает Евгений Иванович. – Выступление состояло как бы из двух частей: сначала она рассказывала о своей профессии, о роли, о кино. Актёры, выступавшие с ней, советовали ей: "Катя, ты запиши, что ты говорила сегодня, у тебя такие удивительные находки, мы слушали тебя из-за кулис, очень смеялись".
После неё трудно было выступать кому бы то ни было, и, как правило, Катя в сводных концертах выступала последней. Однажды, придя после концерта, она с гордостью показала программку, где было зафиксировано, что Райкин выступает тоже до неё, предпоследним. Её "концертный номер", если можно так выразиться, длился от часа двадцати минут и больше.
Трагическая смерть
– Савинова похоронена в Новосибирске, – завершает рассказ об актрисе Людмила Анатольевна. – В 1970 году она приехала туда в гости к сестре Марии. Мы узнали, что за несколько часов до гибели актриса приходила к своей подруге детства Кларе Белкиной, которая в своё время переехала из Ельцовки в Новосибирск. 5 апреля Екатерина Фёдоровна пришла к ней и предложила вместе пойти петь на клиросе. Говорила, что пенсия всего 40 рублей, и она не знает, как жить дальше. Но Клара Фроловна отказалась. Перед тем как актрисе уйти, Белкина написала ей на листке бумаги свой телефон и сказала: "Как дойдёшь до дома – позвони". А через несколько часов в квартире Клары Фроловны раздался телефонный звонок. Мужской голос попросил подъехать на опознание. Как выяснилось, ей предстояло опознать Екатерину Савинову, которая бросилась под поезд. Это случилось на вокзале "Новосибирск-главный". Муж Екатерины Савиновой приезжал туда и разговаривал со стрелочницей, которая оказалась свидетелем этого происшествия. По словам работницы станции, она сразу обратила внимание на хорошо одетую красивую женщину, которая взволнованно ходила по перрону. На первом пути стоял пассажирский поезд, но состав ушёл, и было объявлено о том, что на второй путь прибывает пассажирский поезд. Когда он уже подъезжал к перрону, женщина вдруг перебежала через пути и бросилась под колёса. Женщина пыталась её остановить, кричала: "Стой, что же ты делаешь?" Но это не помогло.
Справка
… что в 2006 году тиражом 210 экземпляров вышла книга "Свет погасшей звезды: Екатерина Савинова". Книга написана работниками ГМИЛИКА. Переиздание с дополнениями планируется выпустить к 85-летию актрисы.
Екатерина Савинова снялась в 24 фильмах, среди которых такие ленты, как "Ко мне, Мухтар!", "Тень у пирса", "Баллада о солдате", "Женитьба Бальзаминова" и другие.