Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

В конце августа в Барнауле открывается новый сезон органной музыки

Орган по праву называют королем музыкальных инструментов — и за неповторимое звучание, и за внушительные размеры, и за невероятно сложное внутреннее устройство. Такой король есть и в нашем родном Барнауле. Есть и человек, который по-королевски владеет этим удивительным инструментом. Сергей Будкеев, заслуженный деятель искусств России, член правления Союза органистов РФ, рассказал об истории нашего органа и его устройстве.

Как все начиналось

Сергей Будкеев,
заслуженный деятель искусств России:

В начале 80-х годов прошлого века в СССР по всей стране интенсивно строились органы, и при Министерстве культуры был отдел музыкальных инструментов, который занимался планированием заказов на по-стройку органов. Очередь была большая, пришлось приложить очень много усилий, чтобы нас включили в план закупок.

Одновременно строили три инструмента — омский, красноярский и барнаульский. В качестве мастера и органиста пригласили Сергея Будкеева. 24 октября 1984 года орган впервые зазвучал в Барнауле. В этот момент наш город очень продвинулся в своем культурном и общественном статусе. Он вошел в число крупнейших органных и, соответственно, культурных центров Советского Союза. К нам стали приезжать органисты со всего Союза — из Латвии, Литвы, Эстонии…

В 1998 году инструмент был испорчен. "Свою роль сыграли несколько факторов, — объясняет Сергей Михайлович. — Во-первых, непрофессиональное отношение к делу бывшего директора филармонии. Когда началась первоначальная реконструкция здания, он позволил раскрыть крышу над органом, а инструмент защитить не удосужился". Орган просто залило дождями. Затем, когда зимой ремонтировали окна, его к тому же заморозили. Финальным аккордом стала строительная пыль. Все, что можно было сделать плохого для инструмента, было сделано. "После того как я сходил к губернатору (им тогда был Александр Суриков), буквально через двое суток орган закрыли, но, к сожалению, он уже был мертв".

Орган вчера и сегодня

До этого безобразного случая орган работал 14 лет. В это время был создан абонемент "Мировая художественная культура" для учащихся школ, средних и высших учебных заведений. Практически все учебные заведения поставили этот абонемент себе в план. Это было инновационное внедрение — дети, подростки, юноши и девушки слушали на занятиях лекции, а потом приходили в филармонию и воочию видели инструмент и наслаждались органной музыкой, начиная от Средневековья и до наших дней. 

По подсчетам администраторов филармонии, за восемь лет на концертах побывало около 700 тыс. зрителей. Абонемент был настолько популярен, что Сергею Будкееву приходилось давать концерты пять дней в неделю. Люди приезжали из районов и соседних городов. "Очень много слушателей было из поселка Сибирского. Почти полным составом приезжало летное училище — по запаху сапожной ваксы их можно было определить за несколько сот метров до филармонии! Представьте себе: тогда в зале было около 500 мест, и все заняты людьми в форме. Дисциплина была великолепная".

Сегодняшний орган — это практически новый инструмент. 95% было заменено — старый орган был по сути уничтожен. Он был гораздо проще, с меньшими возможностями, но для того времени и он был очень хорош. "Нельзя ругать старые инструменты — он был таким, каким мог быть, — говорит Сергей Михайлович. — Сейчас наш орган сделан по последнему слову органостроительной науки. С одной стороны, в нем очень много электроники, а с другой — много конструкций и технологий, которые соответствуют временам Иоганна Себастьяна Баха". Это сложный и прихотливый инструмент, требующий постоянной работы мастеров. На данный момент, пока новых органов в России еще не построено (это не такое частое явление), мы можем считать его лучшим в стране. Но наука органостроения не стоит на месте, поэтому следующий орган будет лучше, чем наш. 

Что внутри?

Орган — единственный инструмент, на котором играют и руками, и ногами, поэтому органисту нужен ассистент — переключать регистры, переворачивать страницы, всячески помогать — это большая работа. Органист и ассистент едины, это творческий ансамбль. Ассистент способен как помочь, так и напрочь все испортить. 

Для органов нет единого стандарта, все они разные. Например, у нашего инструмента три клавиатуры по 56 клавиш для рук (см. схему), они расположены друг над другом ступенями, и одна клавиатура для ног из 30 клавиш. Высота и ширина корпуса — шесть метров, глубина — три метра. От каждой клавиши идет рычаг, всего их около 500. 

Устройство, соединяющее клавиши с клапанами под трубами, называется трактурой, она бывает трех видов: механическая, пневматическая и электрическая. У нас установлена самая старинная трактура — механическая. Она представляет собой систему деревянных тяжей (абстрактов) и рычагов. 

Рычаги подходят к воздушным ящикам — виндладам, воздух там находится под давлением. В нашем органе установлен электромотор, который нагнетает сжатый воздух, и он по специальным трубам поступает в виндлады. Здесь он под давлением "ждет", пока органист нажмет клавишу и через систему абстрактов откроется клапан. После нажатия клавиши открывается клапан и воздух попадает в трубу (которых в нашем органе, кстати, 3000), начинает вибрировать, и таким образом появляется звук. Высота воздушного столба определяет высоту тона. Чтобы трубы не "пищали", необходима очень точная подгонка деталей — если будет хоть малейшая щелочка, воздух просочится и труба станет "подвывать". 

Все детали изготовлены из ценных материалов. Например, абстракты — из резонансной ели, они очень тонкие, длина каждого из них до 30 метров. Трубы сделаны из сплава олова и свинца. Причем олово должно быть чистым, а самое лучшее добывают в Малайзии. 

Во времена, когда не было электричества и, соответственно, электромотора, позади органа находилось большое количество мехов наподобие кузнечных. Чтобы орган зазвучал, на эти мехи вставали специально обученные люди — кальканты, и под их тяжестью мех опускался и поднимался. Для нашего органа потребовалось бы шесть-семь калькантов, а мехи занимали бы примерно такое же пространство, как и сам орган. Работа калькантов была нелегкой — во время исполнения произведений (а органные произведения не из коротких!) они постоянно находились в движении. Поэтому с появлением электродвигателя произошел настоящий переворот в органостроении. 

Новый сезон

В новом сезоне опять будут органные абонементы. В начале сентября планируется серия ознакомительных концертов для школьников. Также состоятся сольные концерты российских и зарубежных органистов. Предстоит очень большая и интересная работа по приобщению молодежи к этому удивительному виду искусства. "К сожалению, выросло целое поколение, которое не знает, как звучит орган, — говорит Сергей Будкеев. — В какой-то степени придется начинать с нуля. Но я убежден, что органная культура в Алтайском крае будет плодотворно развиваться".

Факт

В России нет учебных заведений для органных мастеров — опыт передается от учителя к ученику. Производства органов у нас тоже нет — все инструменты привезены из-за границы.

Орган в филармонии — не единственный в Барнауле. В католической церкви (ул. Матросова, 113) тоже установлен инструмент, правда, гораздо меньшего размера. Когда в 1998 году филармонический орган перестал работать, концерты давали там. Орган и сейчас функционирует, концерты продолжают проводить. Еще один орган (правда, не духовой, а электронный) установлен в Барнаульском музыкальном колледже. Он был приобретен в 2007 году, периодически там проходят концерты.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии