– Я не жил в то время, но у меня по нему ностальгия! – говорит режиссер. – По сути, "В поисках радости" – это пьеса о будущих шестидесятниках. О том же Аксенове, Евтушенко… О том, что зарождалось после 1953 года. Она была написана в 1957 году, то есть уже после того, как прошла борьба с космополитами, уже после "дела врачей", то есть был определенный уровень свободы…
Ардашев уверен, что, когда человек все время выбирает компромиссные варианты, он живет вроде нормально, но находится в стороне от своей духовной реализации. Что проблема нравственного выбора актуальна и сейчас – особенно сейчас, в связи с поголовным единомыслием… Он говорит о радости, которой было пронизано время действия: кончилась война, умер Сталин, из Америки хлынули свобода, жвачка, пластинки Элвиса Пресли…
Юрий искренне радуется и удивляется всему, что происходит с ним в Барнауле: "актер опоздал на репетицию, потому что брата в школу повел… брат этот уже ростом с меня почти, представляете?", "ребята, которым ролей не хватило, – плакали… В Москве к третьему курсу им уже не надо ничего, а эти… И ведь они не хуже ничем – лучше!".
– Мне повезло – все люди, которые заняты в спектакле, очень талантливы, неталантливых людей в спектакле нет, – говорит он. – А если актеры хорошие – это уже полдела.
Ардашев – ученик Юрия Любимова и все время на него ссылается:
– Юрий Петрович учил: режиссеру необходимо выразить идею драматурга. Я сторонник такой режиссуры. Автор для меня первичен. Как режиссер, я пытаюсь сделать треугольник "автор, актер и зритель" равносторонним. До премьеры остался месяц, и мы очень стараемся, чтобы спектакль был хорошим. Есть задача, чтобы на него пришли люди разных поколений, из разной интеллектуальной, социальной среды. Хочется сделать кубик Рубика – игрушку и для пионеров, и для академиков.
Цитата
Виктор Розов. "В поисках радости":
Клавдия Васильевна:
– Она плохая жена.
Федор:
– Вон как!
Клавдия Васильевна:
– Может быть, мои слова и не принесут пользы – говорят, дневная кукушка ночную не перекукует, но я скажу. Хорошая жена, Федя, больше всего заботится о человеческом достоинстве своего мужа, уже потом она может гордиться его славой, чином, званием, материальными успехами. Но если муж – мелкий человечишка, пройдоха или жулик, то, поверь, и жена у него точь-в-точь такая же.