– Нашли чемодан?
– Ты не представляешь, – говорит помощница музыкантов Наташа с тихим восторгом. – Мы не ожидали, что люди так откликнутся! Пришлось отказываться, но несколько штук мы взяли – чемоданов в театре много не бывает.
Вечер. В центре пустого зрительного зала сидят задумчивый художник и режиссер в состоянии сдерживаемого кипения. Он курит, неодобрительно смотрит на сцену и ругается: "Глубины нет, задник висит. Плоско получается".
На сцене – звезды на черном небе и легкие, как будто нарисованные перышком колонны, башенки и лестницы; светляком мерцает фонарь. Всякому ясно – это сказочное королевство. "Вста-нет солн-це над ле-сом, только не для ме-ня" – кто-то за кулисами одним пальцем наигрывает на рояле.
К режиссеру подходят люди, доносится: "Ничего… Чем меньше средств, тем больше творчества".
– Господа артисты, пожалуйста! – кричит Кокорин.
Свет гаснет. Студент золотухинского курса Александр Поляков выкатывает на сцену огромный светлый шар. Поляков Шут, у него здесь, пожалуй, главная роль.
Перед дворцом пробегает Принцесса: светлые хвостики волос, разноцветные кеды.
– Не говори никому, что я здесь, – просит она Шута. – Я сбежала с уроков. Они мне так надоели, эти притворные придворные!
– Настя, сочини ритм, в котором ты убегаешь, – просит режиссер.
Настя Дунаева снова выбегает на сцену – сочиняет ритм.
Мы с фотографом шепотом обсуждаем непростую актерскую профессию: Вячеслав Всеволодович так произносит это свое "Господа артисты!", что это ж помереть можно от страха, что его разочаруешь. А они ничего – поют и пляшут, как заведенные. Хорошо поют, и пляшут хорошо.
…Собственно, Вячеслав Кокорин и музыкальный руководитель спектакля Ольга Шайдуллина взялись за легендарный, наизусть знакомый по мультфильмам и грампластинкам мюзикл потому, что артисты хорошо справились с "Бумбарашем", тоже музыкальным спектаклем. В этот раз на сцене снова молодые, в основном студенты и выпускники курса Золотухина и Старкова. А музыку опять исполняют Петр Каменных и "Другие дяди".
Дмитрий Гомзяков поет "Луч солнца золотого" и другие песенки Трубадура. Банда разбойников мультипликационно пляшет во главе с атаманшей Машей Сазоновой. Кошка, Пес, Осел и Петух жонглируют, ходят колесом, запускают в зал разноцветные самолетики, пугают разбойников, поют, поют и поют.
Конечно, ребята, выражаясь молодежным языком, зажигают, им все время хочется подпеть и подтанцевать. Наш фотограф Олег Богданов, который непрерывно снимал репетицию, на песне "Ничего на свете лучше нету" неожиданно выщелкал затвором фотоаппарата отчетливое "е, е-е, е-е!".
– Не переключайтесь! – кричит на артистов Кокорин. – Держите то, что вы делаете, пока не добьетесь своего!
В интервью нашей газете Вячеслав Всеволодович говорил, что хочет сделать из спектакля "что-то такое, как говорят теоретики, „большого стиля”: чтобы декорации, чтобы музыка была живая, чтобы пели по-настоящему, плясали… На большой сцене в этом праздничном здании, в котором мы сейчас поселились. Чтобы ребятишки увидели не просто маленькую историю среди тряпочек и фанеры. Вот если это получится, будет хорошо. Это самая ближайшая надежда, чаяния и мечтания наши".
…Репетиция идет уже два часа. Невозможно сказать, что из этого получится. Но сдается мне, что не получиться не может. Слишком уж любят эти люди то, что делают. И еще нескоро у молодых артистов появится опасность променять талант и прекрасную творческую свободу на заманчивый свод какого-нибудь дворца. Пока что они стоят и обсуждают, куда повернуть здоровенную маску, которой музыканты пугают разбойников.
Режиссер закуривает новую сигарету, в полутьме зала освещается его усталое лицо.
– Ребята, – говорит он терпеливо. – В театре есть одна страшная вирусная штука, все начинают подсказывать друг другу, что делать. Актеры подсказывают бутафорам… Займитесь своим делом, следите за действием! Сейчас перерыв десять минут, а потом – все сначала.
Мы уходим, у служебного входа кто-то смотрит расписание:
– Ничего до 24-го не будет, никаких спектаклей.
– Ничего, только репетиции…
Справка
Мюзикл "Бременские музыканты" написали Геннадий Гладков, Юрий Энтин и Василий Ливанов. Режиссер – Вячеслав Кокорин, художник – Виктор Никоненко, музыкальный руководитель – Ольга Шайдуллина. Хореография – Александр Пучков при участии Ольги Вернигоры. Педагог по вокалу – Анна Степановская.
Роли исполняют Алексей Межов, Анастасия Дунаева, Юлия Пошелюжная, Александр Савин, Гоча Путкарадзе, Виталий Прозоров, Мария Сазонова, Виктор Синицин и другие.