— Нашли чемодан?
— Ты не представляешь, — говорит помощница музыкантов Наташа с тихим восторгом. — Мы не ожидали, что люди так откликнутся! Пришлось отказываться, но несколько штук мы взяли — чемоданов в театре много не бывает.
Вечер. В центре пустого зрительного зала сидят задумчивый художник и режиссер в состоянии сдерживаемого кипения. Он курит, неодобрительно смотрит на сцену и ругается: «Глубины нет, задник висит. Плоско получается».
На сцене — звезды на черном небе и легкие, как будто нарисованные перышком колонны, башенки и лестницы; светляком мерцает фонарь. Всякому ясно — это сказочное королевство. «Вста-нет солн-це над ле-сом, только не для ме-ня» — кто-то за кулисами одним пальцем наигрывает на рояле.
К режиссеру подходят люди, доносится: «Ничего… Чем меньше средств, тем больше творчества».
— Господа артисты, пожалуйста! — кричит Кокорин.
Свет гаснет. Студент золотухинского курса Александр Поляков выкатывает на сцену огромный светлый шар. Поляков Шут, у него здесь, пожалуй, главная роль.
Перед дворцом пробегает Принцесса: светлые хвостики волос, разноцветные кеды.
— Не говори никому, что я здесь, — просит она Шута. — Я сбежала с уроков. Они мне так надоели, эти притворные придворные!
— Настя, сочини ритм, в котором ты убегаешь, — просит режиссер.
Настя Дунаева снова выбегает на сцену — сочиняет ритм.
Мы с фотографом шепотом обсуждаем непростую актерскую профессию: Вячеслав Всеволодович так произносит это свое «Господа артисты!», что это ж помереть можно от страха, что его разочаруешь. А они ничего — поют и пляшут, как заведенные. Хорошо поют, и пляшут хорошо.
…Собственно, Вячеслав Кокорин и музыкальный руководитель спектакля Ольга Шайдуллина взялись за легендарный, наизусть знакомый по мультфильмам и грампластинкам мюзикл потому, что артисты хорошо справились с «Бумбарашем», тоже музыкальным спектаклем. В этот раз на сцене снова молодые, в основном студенты и выпускники курса Золотухина и Старкова. А музыку опять исполняют Петр Каменных и «Другие дяди».
Дмитрий Гомзяков поет «Луч солнца золотого» и другие песенки Трубадура. Банда разбойников мультипликационно пляшет во главе с атаманшей Машей Сазоновой. Кошка, Пес, Осел и Петух жонглируют, ходят колесом, запускают в зал разноцветные самолетики, пугают разбойников, поют, поют и поют.
Конечно, ребята, выражаясь молодежным языком, зажигают, им все время хочется подпеть и подтанцевать. Наш фотограф Олег Богданов, который непрерывно снимал репетицию, на песне «Ничего на свете лучше нету» неожиданно выщелкал затвором фотоаппарата отчетливое «е, е-е, е-е!».
— Не переключайтесь! — кричит на артистов Кокорин. — Держите то, что вы делаете, пока не добьетесь своего!
В интервью нашей газете Вячеслав Всеволодович говорил, что хочет сделать из спектакля «что-то такое, как говорят теоретики, „большого стиля“: чтобы декорации, чтобы музыка была живая, чтобы пели по-настоящему, плясали… На большой сцене в этом праздничном здании, в котором мы сейчас поселились. Чтобы ребятишки увидели не просто маленькую историю среди тряпочек и фанеры. Вот если это получится, будет хорошо. Это самая ближайшая надежда, чаяния и мечтания наши».
…Репетиция идет уже два часа. Невозможно сказать, что из этого получится. Но сдается мне, что не получиться не может. Слишком уж любят эти люди то, что делают. И еще нескоро у молодых артистов появится опасность променять талант и прекрасную творческую свободу на заманчивый свод какого-нибудь дворца. Пока что они стоят и обсуждают, куда повернуть здоровенную маску, которой музыканты пугают разбойников.
Режиссер закуривает новую сигарету, в полутьме зала освещается его усталое лицо.
— Ребята, — говорит он терпеливо. — В театре есть одна страшная вирусная штука, все начинают подсказывать друг другу, что делать. Актеры подсказывают бутафорам… Займитесь своим делом, следите за действием! Сейчас перерыв десять минут, а потом — все сначала.
Мы уходим, у служебного входа кто-то смотрит расписание:
— Ничего до 24-го не будет, никаких спектаклей.
— Ничего, только репетиции…
Справка
Мюзикл «Бременские музыканты» написали Геннадий Гладков, Юрий Энтин и Василий Ливанов. Режиссер — Вячеслав Кокорин, художник — Виктор Никоненко, музыкальный руководитель — Ольга Шайдуллина. Хореография — Александр Пучков при участии Ольги Вернигоры. Педагог по вокалу — Анна Степановская.
Роли исполняют Алексей Межов, Анастасия Дунаева, Юлия Пошелюжная, Александр Савин, Гоча Путкарадзе, Виталий Прозоров, Мария Сазонова, Виктор Синицин и другие.