Драматург вывел на первый план обманутого мужа. Он, а не его супруга Анна, — центральная фигура повествования. Зритель увидит человека, который вдруг отдаляется от семьи и понимает, как он одинок. Он отчаялся от собственной ненужности, обстоятельства оказываются сильнее его, и он не может ничему противостоять.
Каренин пройдёт перед зрителем весь путь от самого первого подозрения на измену жены через нерешительность, мучительные терзания и настоящие истерики до космического всепрощения.
Если вы считаете, что только Анна и была права во всей этой отвратительной истории и только её чувства подлинные и глубокие, то придётся сменить угол зрения. Карениной (Алина Раченкова) не сочувствуешь, во всяком случае в первом действии.
Зритель увидит её только что вернувшейся из Москвы. Анна «привезла тень Вронского», все уже случилось. Она старательно не подаёт виду, но мы-то знаем. Она ходит в чёрно-красном, угловатая, острая, как хищная птица с маленькими когтистыми руками-лапками, изводит мужа ухмылками и снисходительностью.
Каренин же вызывает целый спектр эмоций от жалости до искреннего восхищения. Анатолий Кошкарёв в этой роли великолепно играет даже стоя неподвижно спиной к залу.
В спектакле хороши все, включая второстепенных персонажей. И Лидия Ивановна (Любовь Хотиёва), которая влюблена в Каренина и всё время навязывают ему свою заботу, и даже адвокат (Роман Чистяков) - скользкий тип, которому доставляет особенное удовольствие произносить слово «прелюбодеяние».
Отдельно стоит сказать об Антоне Гарварте, который исполнил роль Серёжи. Для юного учащегося школы-студии МТА было непросто и, пожалуй, даже слишком ответственно выходить на сцену вместе с мэтрами. Но со своей задачей он справился.
Режиссёром по пластике стала московский хореограф Татьяна Безменова. Её работу зритель увидит в первой же сцене. Ей удалось хорошенько «растанцевать» труппу. Кроме «плясовых» номеров, в спектакле в принципе каждое движение наполнено смыслом.
В «Алексее Каренине» минимум декораций, зрители не увидят характерного убранства дворянского особняка. Ширмы по бокам сцены и шкаф — вот и вся обстановка. Костюмы актёров также просты и лишь легко намекают на XIX век.
Идея режиссёра Дениса Малютина состояла в том, чтобы сделать историю вневременной и внепространственной. При этом не просто осовременить, но актуализировать - показать, что подобное происходит повсюду и прямо сейчас и что на самом деле не только счастливые семьи похожи друг на друга, но и все несчастливые. Просто в каждом случае исход событий каждый выбирает сам.
Шкаф, кстати, как и Каренин, — центральная фигура, но в интерьере. Он такой же большой и неуклюжий, его таскают с места на место все кому не лень. С одной стороны шкаф — это просто мебель, с другой — участник действия, открывающий некий портал в мир снов и привидений, в котором спрятаны многие «скелеты». По-настоящему переживать и кусать ногти зритель будет в финале, когда в этот самый шкаф зайдёт сам главный герой.
Текст: Надежда Тиунова
Фото: Станислав Хазиев.