Но для барнаульцев картина примечательна не этим. "В ожидании чуда" - режиссёрский дебют нашего земляка Евгения Бедарева. На минувших выходных вместе с художником-постановщиком картины Татьяной Уманец и сопродюсером Сергеем Берловым (тоже барнаульцами) он рассказывал журналистам о девяти месяцах, предшествующих рождению фильма о чуде.
"Барнаулстрой" и Коэльо
Евгений Бедарев хорошо знаком жителям алтайского края как бывший ведущий и продюсер развлекательного канала "Экспресс". Барнаул он покинул больше двух лет назад. В Москве Евгений окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров, подрабатывал съёмками рекламных роликов. Первой его более или менее серьёзной работой были съёмки фильма о фильме "Мужской сезон". Его работой остались довольны и Бедареву поручили делать все рекламные ролики, трейлеры к фильму, а потом готовить фильм о фильме "Сматывай удочки".
Бедарев не только режиссёр, но и автор сценария фильма "В ожидании чуда". Слушая историю создания картины, можно и впрямь поверить в чудеса. Первый в жизни сценарий. Написан всего за три недели. И уже через несколько месяцев - начало съёмок первого в России фильма за американские деньги.
Берясь за сценарий, Евгений ориентировался на то, что зритель уже устал от крови, драк и погонь на экране. В первоначальном варианте сюжета легко прослеживались мотивы советского фильма "Одиноким предоставляется общежитие": девушка живёт в общежитии и помогает одиноким сердцам находить друг друга. Но дело как-то не пошло, девушка ушла в рекламный бизнес, встретила фею, и получилась вполне современная вариация "Золушки".
Забавно, но косвенную роль в триумфе нашего земляка сыграл.... пресловутый "Барнаулстрой", засветившийся на всю страну аферой с долёвками:
- Я был счастливым обладателем квартиры от "Барнаулстроя" и, когда это всё рухнуло, понял, что жильё мне в Барнауле не светит, подумал: какая разница, снимать мне квартиру здесь или в Москве. Я как раз тогда прочитал "Алхимика" Коэльо и подумал, что, наверное, настал и мой момент что-то менять.
Лысый, очкарик и Женщина-кошка
Съёмки “Чуда” проходили в Санкт-Петербурге и заняли в общей сложности 50 дней. Каждый день на съёмочной площадке находился один из двух представителей американцев. Как охарактеризовал их наш режиссёр-постановщик - один лысый, а другой в очках. Они контролировали весь съёмочный процесс и следили за тем, чтобы группа не "перерабатывала". Если в восемь рабочий день должен заканчиваться, то в восемь он и закончится, потому что время - деньги.
Хотя на деньги иностранные продюсеры и не скупились. Татьяна Уманец рассказала, что они легко согласились на строительство почти всех декораций, ни разу не предложив подыскать уже готовое помещение. Квартиру Майи, например, полностью отстроили на крыше питерской высотки: настоящее здание, с фундаментом, фасадом и внутренней отделкой, плюс павильон для съёмочной группы. Только для рекламного агентства арендовали офис реальной туристической фирмы, слегка освежив интерьер.
Особенно трепетно американские киношники относятся к вопросу об авторском праве. Когда один из героев должен был петь в кадре песню Высоцкого "Если друг оказался вдруг…", очкарик Джеймс всполошился и начал допрашивать Бедарева, есть ли у них разрешение на использование песни. Когда снимали эпизод суда, который копирует момент из "Алисы в стране чудес" Кэрролла, Джеймс начал кричать: "Это же похоже на "Алису в стране чудес!". Ему объяснили, что это такой режиссёрский ход, он побежал звонить на студию в США и узнавать, допустимо ли это, ведь "Алису" снимал "Дисней".
Но больше всего мучились с Женщиной-кошкой. Американцы никак не хотели использовать персонаж компании-конкурента, заставили отказаться от чёрного латекса в костюме, бедная Таня переделывала четыре эскиза, потом вообще запретили произносить на площадке сочетание “женщина и кошка”. А после Джеймс подошёл к Уманец и тихо так попросил: "А ну её, это Женщину-кошку... Может, вы лучше что-нибудь из русской мифологии похожее возьмёте?".
Адекватный Зверев и лысая Васильева
Сергей Зверев оказался единственной звездой в фильме, приславший райдер. Он потребовал, чтобы ему предоставили охранников, отдельную гримёрку, зеркало в полный рост и определённое количество чистых кружек и стаканов. К сожалению, фургон с чистыми стаканами застрял в пробке на середине пути, а роли охранников исполняли два парня из массовки. С невозмутимым видом молодые люди простояли целый день перед вагончиком Зверева, а тот был твёрдо убеждён в надёжной защите. Бедарев рассказал, что в жизни скандальный стилист и певец абсолютно адекватен, а то, что мы видим по телевизору, лишь хорошо продуманный образ. И к съёмкам он подошёл очень профессионально. Позвав режиссёра в гримёрку, он извлёк из своего багажа два костюма и, указав на белый с огромной розовой розой на груди, прямо спросил: "Что, наверное, лучше этот? В нём-то я точно полным дебилом буду выглядеть". Выразился он, надо сказать, более прямолинейно, но в газетах такие слова обычно не печатают.
В фильме в шокирующем образе предстала и Татьяна Васильева, которая исполняет роль начальницы главной героини Майи. Изначально планировалась, что она будет брюнеткой. Её характер в картине сочетает в себе черты Круэлы Девиль из "101 далматинца", героини Мэрил Стрип в "Дьявол носит Прадо" и Алисы Фрейндлих в "Служебном романе". Татьяна Васильева появилась на примерке в платке. Когда она сняла платок, то выяснилось, что актриса почти лысая: волосы были подстрижены под ёжик, а так как Васильева блондинка, их вообще не видно. Бедарев был в шоке. И узнав, что с такой стрижкой она ещё нигде не снималась, предложил отказаться от париков, которые, по словам Евгения, после стильной лысины смотрелись полной дешёвкой.
Барнаул - Москва- Голливуд?
Пока Бедарев только шутит о том, что после выхода фильма в прокат они начнут грести миллионы лопатами. Но есть вполне реальная перспектива, что при удачном прокате в России фильме переозвучат и для западного зрителя. Уже готова звуковая дорожка, диалоговые листы для субтитров. Но есть и другой вариант: Бедарев как дебютант вынужден был ещё в самом начале продать авторские права на свой сценарий кинокомпании. Поэтому американцы спокойно могут сделать у себя ремейк, со своими режиссёрами и актёрами. Правда, в этом случае свои 50% от дохода Евгений всё же получит. Помимо всего прочего, уже через несколько месяцев Бедарев примется за съёмки следующего фильма-сказки для той же Universal Pictures.
Барнаулец пока не горит желанием снимать арт-хаус, и ему нравится создавать попкорн-муви наподобие "В ожидании чуда". В шутку он говорит, что фильм рассчитан на девочек 14-15 лет, хотя, конечно, удовольствие получит и зритель постарше, и не только женского пола.
Кстати, не прочь наш земляк попробовать себя и в голливудской киноиндустрии:
- У меня есть идеи на 100 миллионов долларов. Понятно, что в России такого не потянут, и если я хочу когда-нибудь это снять, то нужно будет покорять и Запад.
Идеи свои даже в общих чертах Евгений раскрывать пока не хочет, но тем не менее признался, что это будет фэнтези.