Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

В Республике Алтай министр культуры запретил показывать спектакль "Маадай-Кара"

В конце января в Национальном театре Республики Алтай должна была состояться премьера спектакля "Маадай-Кара". Однако её не будет -  министр культуры региона Владимир Кончев запретил показ спектакля в Горно-Алтайск. Об этом сообщил режиссер спектакля Амаду Мамадаков, передает "Листок".

Амаду Мамадаков,
режиссёр спектакля:

После предложения от руководства театра и актеров поставить спектакль в родной республике, я, честно сказать, обрадовался, что могу побыть дома, увидеть родных и поработать с талантливыми актерами, поставить вместе с ними спектакль. В Москве я несколько месяцев мучительно выбирал материал, который принесет максимум пользы актерам и театру. И предложил из 13-томного сборника "Алтай баатырлар" великий эпос "Маадай-Кара". В детстве прочел его и мечтал, что когда-нибудь поставлю спектакль на сцене театра, вслед за гениальным режиссером, заслуженным артистом России Ногоном Шумаровым, который поставил это произведение на моей родной земле, в селе Ело во время самого первого народного праздника Эл-Ойын. Я мальчишкой сидел на вершине пригорка и разинув рот восхищался грандиозным зрелищем. Вот с такими идеями, поменяв все свои планы со сьемками, на крылях лечу в родные пенаты прямым рейсом Москва –Горно-Алтайск.

И вот начинаются репетиции. Актеры буквально горят идеей, учат текст, смакуем, какой у нас "вкусный" поэтический алтайский язык. Композитор Александр Трифонов каждый день приносит новые и очень точные музыкальные сочинения к спектаклю, художник Республики Тыва Наачин Шалык специально приехал и рисует эскизы декораций и костюмов на основе алтайских и тувинских петроглифов, собираем надежный технический состав театра обговариваем, как что делать, организовываем встречу с известным народным кайчи Т.Б. Шинжиным и берем у него благословение. В общем, все были на подъеме! Готовим для жителей республики спектакль на национальном материале, чтобы земляки послушали свой народный эпос "Маадай-Кара".

Но вот я улетел в Москву, так как должен отыграть спектакли в театре "Et Cеtеrа" под руководством А.А. Калягина и прилететь обратно на родину и выпустить наполовину готовый спектакль. 3 января мне сообщают, что был звонок от министра культуры В.Е. Кончева и он запретил ставить этот спектакль и не будет выделять деньги из бюджета, а если руководство с этим решением не согласится, то их просто уволят!

С этого момента все остановилось. И, зная методы министра культуры, как он расправляется с неугодными ему людьми и какое гестапо он создал за 20 лет правления на этом посту, не хочется, чтобы из-за меня кого-то увольняли (как это уже было с заслуженым артистом Республики Алтай Товаровым Аржаном, когда его уволили с поста худрука театра). И совершенно нет желания бодаться с человеком, который уже настолько болен властью. И мне стыдно перед коллегами, перед Республикой Тыва, перед Москвой за наших чиновников, за их методы. Я не в подчинении у сильных сего своей республики и это очень бесит некоторых, что могу высказываться свободно, пользуясь этой свободой и пишу обо всем этом. Хотя знаю, что ничего из написанного не докажешь и меня же еще обвинят в клевете (кстати, 3 спектакля, которые я ставил в республике, все сняты, а в Туве до сих пор идет мой спектакль. Я - заслуженный артист республик Тыва и Алтай).

Дорогие друзья, мои коллеги-актеры и люди, которые работают в нашем театре, спасибо вам за подержку, за то что принимаете меня с моими творческими замыслами, спасибо вам за вашу мудрость и терпение и верное служение нашему вечнострадающему театру!

Справка

Эпос "Маадай-Кара" - самое крупное из алтайских героических сказаний - содержит 7738 стихотворных строк (при обычной норме объема эпических произведений Алтая в 2-3 тысячи строк). Как любое произведение Алтая, Хакассии, Шории, это сказание исполняется кайчи в сопровождении музыкального инструмента.

Наименование сказания стоит вне общей традиции названий подобного жанра: подавляющее большинство эпических повествований тюрко-монгольских народов Сибири называется по имени главного героя ("Алтай-Буучай", "Очы-Бала", "Гэсэр"), но "Маадай-Кара" назван не по имени главного героя Когюдей-Мергена, а по имени его отца, зачинателя и символа рода.

"Маадай-Кара" - самое сложное и многоплановое произведение в ряду алтайских сказаний жанра героического эпоса. Здесь аккумулируются древние сакральные представления о мире вообще, мире людей, взаимопроникновении миров бога и человека. Эпос может анализироваться как этическая доктрина, как мифологизированный вариант исторического повествования, как авантюрно-сказочный сюжет и, наконец, как совокупность сакральной информации алтайских тюрков, зашифрованной в сюжетно организованной системе символов и символических образов. Этот последний вариант возможного прочтения произведения и будет предметом нашего анализа. Широкий мифопоэтический контекст, приводимый при исследовании символов-архетипов, поможет обнаружить глобальность мировой традиционной модели мира, стоящей за уникальной алтайской символической системой.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии