Андрей Олишевский,
бизнесмен:
Несколько дней под впечатлением от фильма. Это очень серьёзное кино. Не глянец. В нём много правды и много смыслов: от простого отражения реальности до вопроса "кто мы?". Темы: человек и власть, человек и вера, государство и религия, человек и любовь, дружба, предательство, выбор — все эти темы проведены через главного героя. Интересно посмотреть на него через призму аналогичного персонажа в голливудском прочтении. Главный герой сталкивается с государственной системой и встает на защиту своих попранных интересов. В Голливуде это начало героического фильма, где герой-одиночка всех побеждает, вызывая восхищение. У Звягинцева это начало драмы, в которой герой теряет всё. Просто вдрызг проигрывает агрессору, даже ни разу не дав ему личный бой. И как-то героика не складывается. В том месте, где нужно "чистить оружие", "тренировать тело", выслеживать врага… герои пьют водку. То с радости, то с горя. И как-то тупо спиваясь, подставляя друг друга и вызывая жалость, уходят с авансцены.
Только русский, мощный режиссер может так снять такое кино. Кино о нас — русских, кино направленное на пробуждение. Серьезное кино. Точно не глянец.
Сергей Шубенков,
спортсмен:
Фильм начинается как "антигосударственный антиправославный срыв покровов", потом — скатывается в личную трагедию. Мораль простая: 1) Какой бы ты хороший ни был, плохое случается и с тобой. 2) Все беды — из-за глупости и/или "сволочизма" окружающих, а потому: выбирай себе друзей нормальных. 3) Проблемы водкой не решить.
Сергей Шубенков, барнаульский легкоатлет.Анна Зайкова
Раздражает, когда говорят, мол, вот, это "нашу российскую действительность засняли". На мой взгляд, в "Левиафане" художественного вымысла в разы больше.
Вадим Климов,
арт-критик:
Если рассуждать с точки зрения художественности, то мне никогда не нравилась эстетика этого режиссера. Мне не нравится, как он пересказывает истории, сами истории кажутся мне поверхностными и псевдофилософскими. Но такие фильмы как "Левиафан", нужны. Я назвал бы эту картину документальной. Она о современной России. Все понимают, что все именно так в России и есть, просто некоторым очень хочется сделать вид, что нет. Я вот смотрю сейчас в окно: возле моего подъезда не чищено миллион лет. И что, хотите сказать, мы не видим эту Россию? Но вот только если я начну снимать фильмы про эти кучи снега, его не пустят в прокат. Как никогда и никуда не пустят фильм Быкова "Дурак".
А вот Звягинцев может позволить себе быть честным. У него есть поддержка выдающегося продюсера и репутация, сложившаяся на международных фестивалях. Его не "заклюют" сразу, он может не бояться того административного ресурса, которого страшатся другие режиссеры.
Фестивали документальных фильмов закрывают... Стране говорят правду, а она не хочет слышать эту правду. Но ведь документалистика очень нужна. Возможно, подобные фильмы убедят зрителя в том, что не все продажно. Да, пока побеждает коррупционная власть, которая думает, что она навсегда. Но это неправильно.
Владимир Токмаков,
писатель, журналист:
Кто-то из критиков уже назвал "Левиафана" "фильмом-поступком". Да, этот фильм — своеобразный сигнал для власти (наверное, уже миллион первый), что что-то не так в "датском королевстве". Думаю, наша высшая власть сама в курсе системных проблем и ошибок, но поменять одну деталь в огромной вертикали, чтобы не рухнула вся вертикаль, уже не получится. Так уж эту вертикаль выстроили.
Владимир Токмаков презентовал свою новую книгу. 21 августа 2014 года.Михаил ХаустовДаже если это всё авторский вымысел — творец всё равно имеет на это право. Его задача не только ублажать массы искусством, но и вскрывать социальные язвы. С этой точки зрения Звягинцев заслуживает и уважения, и почитания — ну и объективной, а не оголтелой критики. Мне сильно претит ажиотаж вокруг этого фильма, который подняли на Западе. Всё это слишком политизировано, и достаточно далеко от искусства, культуры и кинематографа. Нужный и своевременный фильм, но не шедевр киноискусства. Режиссёр Юрий Быков, снявший "Дурака", несомненно, прямолинейнее, социальнее и публицистичнее Звягинцева.
Сергей Мансков,
декан факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии АлтГУ:
Намеренно не погружался во всю шумиху вокруг фильма — слишком часто приходится слышать "не смотрел, но осуждаю".
Картина, как всегда это бывает у Андрея Звягинцева, получилась сложной и многоуровневой. Воспринимать этот текст как реалистический не возбраняется, тем более, такие сюжеты в нашей родной российской жизни случаются. Чему пример — события 2009 года в Кировске, где снимали этот фильм. Но именно этот уровень стал "полем битвы" для многочисленных комментаторов. Может быть виной этому временные плоскости, которые сошлись в конце года. Сейчас мы особенно хотим гордиться своей страной, а тут такая картинка! Уверен, что режиссер точно существовал вне политического времени. У него и в первых трех фильмах нет четкой временной привязки, и мы можем только догадываться по отдельным деталям, когда это происходит.
Три истории грехопадения, которые переосмысливались в первых картинах Звягинцева, неуклонно двигали его к краю. "Левиафан" — взгляд уже почти в полете вниз. Если когда-нибудь пробовали пить горькую без остановки две недели, вам это чувство будет знакомо.Очень хочу посмотреть следующий фильм Звягинцева. Был ли все-таки полет вниз или будет шаг от пропасти?
Павел Бежацкий,
художник:
Сложно в трех предложениях связать вместе фильм, библейскую историю и неизъяснимые понятия "Божия воля", "Промысел Божий". А как-то просто, в духе форумных завсегдатаев, мне бы не хотелось высказываться об этом шедевре.
В одном из интервью Андрей Звягинцев говорил, что "Левиафан" имеет две отсылки. Первая — к библейской Книге Иова, вторая — к философскому трактату Томаса Гоббса, где государственная мощь, власть светская и церковная сравниваются с чудовищем Левиафаном. Соединение этих двух текстов дало неожиданный результат. Государство-Левиафан — это временное чистилище, созданное, чтобы мы могли одуматься и выполнить волю Божию.
Мне непонятна полемика между либералами и патриотами, развернувшаяся вокруг "Левиафана", и те, и другие равноудалены от картины. Это универсальная притча о Промысле Божием, которую можно было снять в реалиях любой страны, где существуют власть и религия. А замечания из серии "Мне не понравилось. В России так не пьют", по-моему, не в ту кассу.
Еще одно мнение
Критики сравнивают "Левиафан" с фильмами Андрея Тарковского. Мы попросили племянника великого режиссера также высказать свое мнение о картине Звягинцева.
Михаил Тарковский,
писатель, поэт:
Зачем режиссёр это делает — непонятно. Либо это гипертрофированная жажда славы, либо патологическая ненависть к своей стране, либо человек просто так чувствует. Скорее всего — всё вместе. Как себя вести в этой ситуации? Не следует устраивать серьёзные подробные критические разборы, не надо относиться к таким вещам как к полноценным произведениям искусства. Первое и вполне правильное эмоциональное движение — наказывать за такие художества, построить такую политику в области культуры, чтобы появление подобных произведений стало невозможным.