В Государственном художественном музее я посмотрел очередную богатую, красивую выставку кукол и быстренько оттуда ушел, чтобы не столкнуться с народными массами. Сильно удивился тому, что народ прет на эту модную выставку и проходит мимо уникальнейшей "Когда художник берет фотоаппарат", хотя там представлены фотографии крупнейших современных концептуальных московских художников. Современную фотографию люди в Барнауле не воспринимают совсем.
Далее я пошел в "Универсум", это моя любимая галерея. Там был прекрасный базар хэнд-мейд (изделий ручной работы. – Ред.), я даже купил пару каких-то штучек. На втором этаже галереи была хорошая традиционная выставка Геннадия Федоровича Буркова, на которую зазывали девочки, почему-то наряженные кошечками.
Потом я пошел в павильон современного искусства. Выставка арт-группы "Банановый трамвай" под названием "Детовщина" не очень меня удивила, не сильно даже порадовала, но зато в фойе павильона была прекрасная небольшая выставка, посвященная памяти Дениса Воробьева. Сотрудники галереи сделали удивительную мультимедийную подборку из трех клипов, в которых участвовал Денис, и плюс фотографии работ, фотографии самого Дениса… Но народ на это вообще не реагировал, всем было важно запереться в зал, непонятно, кстати, зачем – и душно, и картин не видно.
На улице работала группа "656", наверное, одна из самых интересных творческих группировок в городе, замечательные ребята-дизайнеры. В воздухе висели конструкции, вырезанные из пластика, покрашенные флуоресцентными красками и подсвеченные инфракрасными лампами, – фигурки из тетриса, из игры "Марио" и так далее. Они уже делали эту акцию, но все равно было интересно посмотреть на работу людей, которые мыслят творчески, объемно, пространственно.
Что мне не понравилось на этой "Музейной ночи", так это большой перекос в шоу-программу. Везде концерты, мастер-классы – акция становится все менее музейно-просветительской и все более развлекательной. И народ, заходя в музей, уже не обращает внимания на экспонаты: быстро взглянули и встали, заняли все музейное пространство, слушая песенку, пританцовывая под музычку. И вот эти вот куколки, эти вот писанки, эти вот бумажки оригами – тут мы мыло сделаем, тут мы валенок сваляем, – все это немножко неуместно. Идея и цель "Музейной ночи", мне кажется, – в пропаганде музейного пространства и музейных коллекций, а не в устраивании из музейных залов каких-то шоу-румов.
Вторая неправильная вещь – присоединение к "Музейной ночи" непрофильных музеев, которые только размывают программу. То есть мы, когда открываем расписание "Музейной ночи", видим четыре наших генеральных музея и список из 25 школьных, непонятно зачем и к чему. Народ начинает бегать, как в спортивном ориентировании. Забежать в каждый музей, сфотографироваться – и все.
И мне кажется, что мы заходим в магистральный тупик. Если работники музеев не осознают этого, то они так и будут делать из "Музейной ночи" шоу-программу. Народ всегда будет охотно на нее ходить: время такое, начало лета, всем хочется куда-то сходить. Но с другой стороны, музеи копают себе яму. Потому что, я считаю, когда обычный зритель, среднестатистический, как бы плохо это ни звучало, вот так попадет в музей, он потом скажет: "Да был я в музее". И еще год туда не зайдет.
Справка
В этом году Барнаул присоединился к Международной акции "Музейная ночь" в шестой раз. Участвовало 40 музеев, галерей и выставочных залов.