– Я люблю Молодежный театр. Сюда часто приезжают молодые, талантливые режиссеры, а мне с ними очень приятно работать. Зябликов, Митя Егоров… С ними гораздо интереснее работать, разговаривать, чем с режиссерами старших поколений. Я не знаю почему. Они просто живут тем, что происходит сейчас, и это заряжает.
Чем меньше тебе лет, тем взрослее ты себя чувствуешь. Мне было двадцать, и я все знал об этой жизни! Всегда был уверен, что поступаю правильно... А с возрастом появились сомнения. Сейчас мне перевалило за пятьдесят, и я понял, что ничего вообще в этой жизни не знаю.
Меня никогда не беспокоили театральные междоусобицы. Я здесь пережил не одного директора, не одного режиссера. Когда нужно сделать что-то большое, наша труппа собирается в пучок, и все склоки остаются позади. Я не смогу это все оставить. Для этого нужно изменить всю жизнь, себя.
Война – дерьмо. Я служил в Афганистане. Приехал, никого из наших не предупреждая. Сел потихонечку в зале на седьмой ряд и с каким-то неописуемым чувством стал смотреть спектакль. Актеры меня увидели со сцены и начали мне реплики кидать… Господи, что тогда творилось в моей душе! Я понял, что снова окунулся во что-то светлое. Театр – вот это чудо какое-то.
Вот ты живешь, живешь, ходишь, что-то делаешь механически, а потом на сцене выхлестываешь все, что у тебя накопилось. Такое своего рода очищение. После спектаклей я ухожу с чувством, что больше за мной ни одного греха не осталось. Правда, прежде чем выйти на сцену, постоянно беспокоюсь: а смогу ли? а сложится ли? Никогда не бывает ощущения полной завершенности. Я перед выходом всегда вспоминаю Бога, своих покойных друзей, прошу, чтобы они мне помогли. Сцена – это постоянное преодоление себя.
Какое-то время я занимался общественной работой и из-за этого попал в неприятную ситуацию. Вижу без очков плохо, а мне подсунули на подпись документ. Я доверился и не глядя подписал. Потом за голову схватился, да поздно. Все думал, как так можно?! И с тех пор зарекся больше заниматься общественными делами. Только театр, и ничего лишнего. Именно им я страстно увлечен.
Режиссура – другое, чуждое мне занятие. У меня было всего несколько работ и, как говорят, успешных, но все-таки это не мое. Я актер. Режиссер – это все-таки совершенно другого склада человек, не понимаю, как можно смешивать.
Роль директора театра в "Буратино" поначалу казалась ну совсем не моей. А потом стал получать удовольствие. В день премьеры из-за осложнений со здоровьем играл без голоса и буквально рычал. Зато после спектакля режиссер подошла и сказала: "Замечательно!"
Справка
В 1981 году Валерий Лагутин окончил Алтайский государственный институт культуры, в феврале того же года был приглашен актером в труппу ТЮЗа. Значительные роли последних лет: Гаев ("Вишневый сад"), Иесей ("Федра и Ипполит"), Лука ("На дне"), Порфирий Петрович ("Преступление и наказание"), Приказчик ("Старосветские помещики"), Городничий ("Ревизор"), Саныч ("Прекрасное далеко").