Барнаул 22 ноября -28°C
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Вечернее сияние

Еще в средние века в вечернее время знаменитые дворцовые ансамбли и парки озарял свет многочисленных факелов. В сумраке они по-особенному подчеркивали великолепие зданий и красоту окружавших их ландшафтов. Со временем эту роль взяли на себя светильники и фонари. Они окутывали волшебным светом творения архитекторов в крупных и столичных городах и загородные владения знати. В наше время магию архитектурного света понемногу начинает осваивать и провинция. Об особенностях освещения фасадов и зеленых зон мы попросили рассказать руководителя мастерской «Классика» Александра ДЕРИНГА.

— Светящиеся «окна» рекламных щитов и подсветка фасадов создают выигрышную картину ночного города, отличную от его дневного образа. Среди плотной темноты освещенные здания приобретают некую эфемерность, иллюзорность, становятся похожи на воздушные замки. Европейские и крупнейшие российские города сегодня уже невозможно представить без такой иллюминации. К сожалению, в Барнауле архитектурного света еще очень мало, и это направление нужно обязательно развивать.

— Разнятся ли системы уличной подсветки?

— Простейший вариант — это гирлянды, которыми опоясывают все — от витрин до деревьев. Есть специальные светильники для ландшафтного освещения. Есть те, что выделяют отдельные архитектурные детали зданий и очерчивают в пространстве их силуэты. Цветной свет формирует особенную композицию архитектурного сооружения и прилегающей территории. В последнее время появились интересные варианты динамической подсветки зданий: закрепленные на фасаде лампы зажигаются в определенной последовательности. Световой ритм с заданной периодичностью высвечивает те или иные архитектурные детали, оживляя статичное сооружение.

— От обычных светильников системы подсветки зданий и ландшафтов отличаются радикально?

— Конечно, именно поэтому архитектурный свет достаточно недешев. Во-первых, светильники и лампы должны быть защищены от осадков и вандалов. С этой целью используют ударопрочные стекла и пластик, различные решетки. Во-вторых, лампы подсветки очень мощные, поэтому их нужно снабдить системой вентиляции, снижающей воздействие нагрева на механизм.

Формы архитектурных светильников тоже отличаются от бытовых. Это могут быть прожекторы направленного света разных размеров. По контуру здания обычно располагают светильники рельсового типа, подобные люминисцентным лампам. Светильниками-спотами, дающими рассеянный «скрытый» свет, как правило, высвечивают архитектурные детали. Оптоволоконные кабели бокового и торцевого свечения применяют при освещении мостов, шпилей, радиотелевизионных сооружений, а также в тех случаях, когда громоздкие традиционные системы освещения кажутся чужеродными на исторических памятниках.

Есть и светильники, которые встраивают в дорожное покрытие. Самые простые из них помещают в углубления по периметру прилегающей к зданию территории и закрывают антиударными стеклами. Так подсвечено пространство вокруг «Эрмитажа». Есть светильники, имитирующие булыжники или тротуарную плитку (такова, например, продукция немецкой фирмы «Мартен»). В Европе их широко используют для освещения пешеходных и торговых зон. Очень часто такие световые «дорожки» начинаются на улице, а продолжаются уже в магазинах, становясь своеобразным «приглашающим» элементом.

— Представлена ли на российском рынке продукция мировых лидеров архитектурного освещения?

— Наибольшую известность в нашей стране получил архитектурный свет немецких фирм Bega, Schmits, итальянских Siemes и I Guzzini, голландского концерна Phillips (его светильниками освещены «Эрмитаж» и многие исторические объекты Петербурга и Москвы).

— Ландшафтное освещение давно прижилось в русских городах. Насколько интересны светильники этой группы?

— Садово-парковое освещение сегодня развивается едва ли не интенсивнее фасадного. И если форма светильников, предназначенных для подсветки архитектурных сооружений, весьма нейтральна, то ландшафтные светильники становятся дополнением и украшением архитектуры. Есть приборы и для подсветки дорожек, и для освещения отдельных деревьев — в зеленом спектре, правильно передающем в темноте насыщенный цвет крон.

Часто для оформления городских скверов и площадей используют так называемые «пушкинские» фонари — громоздкие, под старину. В ходу светильники-шары, крупные и небольшие. Также на рынке много оригинальных предложений. К примеру, одна из последних коллекций итальянских ландшафтных светильников Luceplan имеет форму крупных плодов разного цвета. Встречаются коллекции светильников-стержней, лучи которых напоминают лазерные мечи джедаев. Свет может сочиться и сквозь отверстия, проделанные в металлических конусах «космического» стиля.

— Какие здания в Барнауле, на ваш взгляд, нуждаются в подсветке?

— Это должны быть места с выигрышной по стилю и силуэту архитектуре. Особое освещение необходимо для Ленинского проспекта — от площади Октября до исторической части города. Это наиболее представительные фрагменты Барнаула, где горожане проводят много времени, но возможности этих мест используются очень мало. Хорошо смотрелся бы с подсветкой магазин «Красный», Мединститут и дом напротив него. Очень эффектно выглядят освещенные высотные здания. Пример — новый дом на улице Молодежной, недалеко от Красноармейского проспекта, с подсвеченной ротондой.

Отметим, что кое-где в Барнауле уже можно полюбоваться на эффектно освещенные архитектурные формы: Железнодорожного вокзала, Краевого управления внутренних дел и нового здания на Ленинском проспекте, Сбербанка на Комсомольском, «Марии-Ра» на Демидовской площади, гастронома под шпилем на Октябрьской… Свет способен творить чудеса, а потому архитектурная подсветка — весьма перспективное направление городского дизайна. К тому же говорят: если цвет и форма не освещены, их не существует.

P.S.

Всю ночь 21 июня французы наслаждались эффектами обновленной динамической подсветки Эйфелевой башни. Пульсирующие точки поочередно высвечивали все «ребрышки» творения Эйфеля, затем снизу вверх по контуру башни устремлялись световые дорожки. Финальный аккорд — одновременно зажженые 20 тысяч лампочек, расположенные на многочисленных ярусах башни. Реконструировали эту трехсотметровую систему освещения французы чуть меньше полугода, затратив 4,5 млн. евро и 40 км электропроводов. Ее эксплуатация весьма затратна, поэтому искриться башня будет только по 10 минут в начале каждого часа. Дольше она будет сиять только в дни национальных праздников.

Татьяна ЮГАЙ.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter