Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Великий режиссер или великий комбинатор?

С 23 апреля в кинотеатрах идет "Утомленные солнцем. Предстояние" Никиты Михалкова, анонсированный как "великий фильм о великой войне". Стал ли этот фильм событием российского кинематографа? Действительно ли это большое кино, или бюджет в 55 миллионов долларов был потрачен впустую? Мы попросили людей с разными художественными вкусами и разным отношением к творчеству и личности режиссера посмотреть фильм и рассказать нам о своих ощущениях.

Тема сисек раскрыта

Дмитрий Егоров,
режиссер, постановщик спектакля "Прощание славянки":

Все, о чем будет говориться ниже - нисколько не истина в последней инстанции, это всего лишь субъективное мнение зрителя, посмотревшего фильм. И на такое мнение имеет право каждый зритель. Все-таки Михалков - это Михалков. Главный государственный режиссер, как-никак. Государственный настолько, что всем государственным СМИ накануне премьеры было дано указание не печатать рецензий на "Предстояние".  Только репортажи с премьер и интервью с создателями. Странно, нет?

Не знаю, имею ли я право говорить что-то про Никиту Михалкова, режиссера, снявшего мой любимый фильм "Свой среди чужих, чужой среди своих"+ Но просто все больше и больше возникает ощущение, что человек, который называет себя Никитой Михалковым последние лет десять-пятнадцать - это другой Никита Михалков.

Тот Михалков казался художником. А этот кажется лжецом. Тот казался очень одаренным московским хулиганом с хорошим вкусом. А этот кажется придворным художником с полным отсутствием чувства юмора. Тот умел снять даже портрет Ленина так, что получался художественный образ. А этот пичкает фильмы компьютерными воробьями и бабочками, и никаких образов не возникает. В конце концов, назвать этот фильм "великим кино о великой войне" и поместить под этой надписью свое лицо на афишу - как минимум нескромно.

Фильм действительно велик. Но велик, на мой взгляд, лишь великим бюджетом в 45 миллионов и величайшей продолжительностью (почти три часа). В остальном для меня этот фильм стал крушением "Титаника" Михалкова, начавшемся на "Сибирском цирюльнике", продолжившемся на "Двенадцати" (пересмотрите "Двенадцать разгневанных мужчин" и найдите двенадцать отличий), и закончившемся сегодня на "Предстоянии". Конечно, красноречивое посвящение отцу-фронтовику в начале фильма немного подкупает – памяти отца-фронтовика, это, конечно, святое. Сергей Михалков действительно на фронте был.

Корреспондентом газеты "Сталинский сокол". А после войны грамотно продолжил обслуживать государство, грамотно лавируя между всеми вождями, писать гимны то СССР, то России, и между делом травить какого-нибудь Пастернака. Он вовремя умел быть то дворянином, то коммунистом, то лауреатом Сталинской премии, то лауреатом ордена Андрея Первозванного. Вообще странно, что сын в фильме так неучтиво относится к вождю, про которого его отец написал столько хвалебных стихов. Но что ж делать? Сталина, как доложили свыше, сегодня мы не любим.

У Михалкова-сына обслуживать государство получается хуже. Как только он начал работать на государство, ему отказало и чувство меры, и чувство вкуса, и элементарное чувство правды.

Какие штрафбаты под Москвой в октябре 1941? Штрафбаты были созданы в 1942 году приказом N 227. Да еще какие кремлевские полки в окопах с этими несуществующими штрафниками? Это же неправда.

И ощущение неправды, искусственности, фальши, подделки не покидало меня весь фильм.

Но самым страшным, по-моему, является другое. Понятно, что Великая Отечественная Война постепенно превращается в миф. Ветеранов уже немного (интересно, сколько бы каждый из них получил, если распределить между ними бюджет "Предстояния"?), да и слушать стариков в нашей стране слушать никто не будет. А младшему поколению надо этот миф создать. И страшно как раз именно это.

Потому что никто уже не напечатает тиражом в 1018 копий "Проверку на дорогах" Германа или "Иди и смотри" Климова. И посмотрят их единицы. А "Предстояние" как раз станет тем мифом-комиксом, уложившимся в сознании нового поколения между "Битвой титанов" и новой версией "Робин Гуда". Его скормят стране огромным прокатом, а тем, кто не пойдет, покажут по ОРТ.

Никита Михалков с железной перчаткой-протезом, поднимающий танк (наш ответ "Терминатору"). Страшно наигрывающая Надя Михалкова (специально под нее, видимо, подобрали более похожую мать - Викторию Толстоганову). Упитанный, облитый бутафорской кровью вечный юнкер Артем Михалков (лежащий с оторванными ногами посреди заснеженного русского поля). Они и станут тем слащавым и пафосным представлением о войне, которое останется в памяти зрителей 1018 копий "Предстояния".

А обидно, что действительно замечательный фильм, вышедший на экраны страны тиражом в 100 с чем-то копий, в Барнауле так, видимо, и не покажут. "Как я провел этим летом" Попогребского, получивший 3-х берлинских медведей. А зачем? Зачем вообще зрителю смотреть хорошее кино? Эдак он и думать о чем-то начнет. Да и прокатчикам барнаульским невыгодно. Искусство? Да какое искусство? Не окупается нынче искусство. Вот "Комедия строгого режима" - это другое дело.

А что до сисек… Ну, это, знаете, из набора искусственных картинок, оставшихся в памяти после фильма… Ну, для молодежи ведь важно раскрыть эту тему. Да, еще в соответствии с веяниями времени - всюду, где раньше должен был быть Ленин - теперь иконы. Как у нас сейчас по телеку вместо первомайских парадов - пасхальные службы.

Ниже последуют гневные анонимные отзывы читателей "Алтапресса". Ребята, давайте не будем, ну зачем воду в ступе толочь? Михалкову, по-моему, все равно. Он снял великий фильм о великой войне. Он, как мы все знаем, великий. А мы, серая масса, у которой есть шанс прикоснуться к великому фильму, снятому великим. Вот только я уже, если честно, не знаю - он великий режиссер или великий комбинатор. И от этого очень грустно, если быть до конца честным.

Один мой дед пришел с войны без ноги, другой всю войну вламывал на Урале в эвакуации. В ленинградскую блокаду умерли мои дядя и тетя. И двое бабушкиных братьев погибли на войне. Другой войне. Не этой. Может быть, не настолько великой, какой я ее сегодня я увидел.

События для меня не произошло

Елена Лукашевич,
доктор филологических наук, профессор, зав.кафедрой теории и практики массовых коммуникаций Алтайского государственного университета:

В интервью "МК" 10.04.2010 г. Н. Михалков сказал: "Я бы предпочел, чтобы люди вообще не увидели картину, чем смотрели ее в том качестве, в каком предлагают пираты. Сколько усилий было потрачено, чтобы сделать такой звук – сумасшедший, эти взрывы, массовку, бои! И вы предлагаете вместо всего этого показать людям какую-то тряпку?! Что они там увидят? Сюжет?.. Нет, я против".

О фильме заговорили задолго до его появления на экране. Замечательные актеры рассказывали о своей многолетней сложной работе, ответственности, требовательности режиссера... Их репутация не давала права усомниться в результате… И вот я в зале. Звук действительно сумасшедший, взрывы, массовка, ужасы войны, куски человеческого мяса и кровь. Но почему-то нет ощущения войны, оглядываюсь вокруг: девушка набирает эсэмэску, юноша рядом с ней тоже с телефоном в руках, молодая пара сбоку от них склонила головы друг к другу, респектабельные соседи рядом с нами хрустят попкорном, в зале время от времени смех. Когда выходили, на глазах не было слез, на лицах – тревоги и горя, люди обсуждали, как в воскресенье провести время (кстати, фильм шел всего третий день, а в зале нас было не более пятидесяти человек). Я не кинокритик и не судья, я – человек, который вырос на рассказах и фильмах о войне. По моим родным война прошлась безжалостно, поэтому для меня фильмы и книги о войне – это напоминание о том, чего быть не должно. Во время просмотра фильма Н. Михалкова меня не покидало ощущение, что многие эпизоды я уже видела –  в других, великих фильмах о войне (их перечисление займет слишком много места). Кстати, не разочаровали Е. Миронов, С. Гармаш. Но сюжет для меня не сложился, события ДЛЯ МЕНЯ не произошло. Показалось, что ненависть талантливого режиссера к Сталину и любовь к дочери заслонили все.  

Я попыталась в словаре найти значение слова "предстояние". Великий и могучий, правдивый и свободный русский язык опять не подвел. "Предстоять" – значит "ожидаться в будущем".

Я поговорил бы с ветеранами

Яков Кац,
генеральный директор сети "Киномир":

Фильм великолепный, и вышел  вовремя, к 65-летию Победы. Играют Михалков, его дочь Анна, Гармаш, Миронов... Как вы считаете, нормальная это команда?

По телевизору уже все сказали по поводу этого фильма, в Интернете обсудили. У меня, если честно, на эту ерунду времени нет.

Может быть, люди оценивают не столько фильм, сколько личность режиссера? Может быть, кому-то не нравится, что он носит на мизинце золотые кольца. Кому-то не нравится, что он живет на Николиной горе. Кому-то – что Путин приехал его с днем рождения поздравить.

Война – это трагедия, да; но каждый воспринимает ее по-своему, у каждого своя призма.

Представляете, сколько всего выпало на жизнь людей, которые родилось в  20-м, 25 –м, 30 годах? Сталин, репрессии,  гладомор… Вот эти люди могут быть экспертами, могут оценивать фильм, говорить – так все было или нет, правдивый режиссер Михалков или неправдивый. Я бы на вашем месте лучше спросил мнение ветеранов. Они – индикаторы. Если тема заденет их за живое – значит, фильм получился.

Но одно могу сказать – я рекомендую этот фильм с чистой совестью.

8, 9 и 10 мая сеть "Киномир" делает ветеранам подарок. Те, кто придет с удостоверением ветерана и участника войны в кинотеатр "Мир",  смогут посмотреть это кино бесплатно во время любого сеанса.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии