Барнаул 17°C
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Веселые ребята

История одного вампира (Cirque du freak: The vampire’s assistant). Пол Уэйц. В ролях Джон С. Рейли, Джош Хатчерсон, Крис Массолья, Сальма Хайек, Уиллем Дефо. США, 2009.

Из тумана выползает черный-черный, как в дурацкой присказке, автомобиль и разбрасывает программки грядущего циркового представления. Поймавшие ее школьники (тихоня Даррен и хулиган Стив) станут участниками весьма неоднозначных событий. После ночного шоу тихоня крадет гигантского паука, а его друг вламывается в гримерку к ведущему артисту и требует, чтобы тот его немедленно покусал. Затем обоих по очереди обхаживает лысый и полный мужчина с маслянистыми глазами. Отсюда пути школьников, чья кровь, оказалось, резко отличается по вкусовым качествам, расходятся. Один прибивается к вампирам, другой — к вампанцам. Первые — денди, не забивают людей, а деликатно когтят им плечико и отпивают ровно столько, сколько нужно для пищеварения. Вторые, варвары и куролесы, по-прежнему орудуют клыками, обнаруживая манеры и ортодоксальное воспитание дикого зверя. Два класса кровопийц выясняют отношения близ циркового лагеря, который вслух заявляет о нейтралитете, но де-факто вроде как за наших.

По-цыгански эффектный выход ряженой Сальмы Хайек не мог не отзываться сценой в баре Titty Twister, но если пятнадцать лет назад с ее метаморфоз только начиналось самое интересное, сегодня ими все интересное более или менее заканчивается.

Фильм — как сеанс практической магии. Трюкачество, фиглярство. Ловкость рук, выразительные пассы заезжего иллюзиониста и глубокое декольте его грудастой ассистентки, чтобы отвлечь от простого, как репа, механизма фокуса. Вуаля. Но кролик — дохлый.

Облачили в красивый сюртук, подсветили красивой, в пепельных рытвинах, луной и погнали хорошего актера Джона С. Рейли вдоль по ночному кладбищу. Чтоб полы развевались, фонарь раскачивался, а кирка за плечом — была. Прелестно, но все это мы уже видели на постерах, а что еще есть у вас? Появляется Уиллем Дефо, некоторое время козыряет щегольскими усиками, но, понимая, что ловить тут нечего, сразу уходит. Припудрили кино, как сумели, но пустозвонная суть «Истории» прет наружу, как борода тетушки Сальмы, и остановить этот процесс невозможно. Кролик дохлый, говорю же вам.

Сценаристы обыгрывают канонические представления о нечисти (возможности чеснока и распятий сильно преувеличены, да и людские потравы необязательны — так делают только мужиковатые вампанцы) — и это смотрится прилично. Но рефлексии Даррена при переходе в новое качество — уже вполне невыносимы. Отчасти потому, что фильм вообще каждый раз серьезно просаживается с его появлением в кадре, отчасти потому, что он упрямо тащит за собой ворох нерешенных проблем, бытовухи, чем только пакостит мистическую составляющую. По идее авторов, превращение подростка в вампира происходит не по щелчку пальцев, а в целом сродни пубертату («Историю» даже можно рассматривать как эдакий макабрический вариант «Американского пирога» Уэйца, а что: двум друзьям, хоть убейся, до колледжа нужно испить чьей-нибудь крови), но смотреть, как на пороге дивного нового мира Даррен топчется, как конь, к сожалению, уже не смешно. По одну сторону — отец в благочинном джемпере, декламирующий кодекс порядочного семьянина, по другую — фантастический цирк, попадая в который, самое время позабыть старый уклад и круто развернуть само повествование. Но вновь прибывшего встречают миловидная, на первый взгляд, девчушка и парень, который хоть и похож на саламандру, зато проколол бровь, надел шапку петушком и играет, кажется, инди-рок. Они опекают его, по сути, возвращая фильм на исходную: здесь та же жизнь, приятель, и ты тот же закомплексованный пацан, хотя и бессмертен.

Упаковать в два часа содержимое сразу трех книг непросто, поэтому сюда все свалено, будто бы в бабушкин сундук. Уместилось — и ладно. В итоге каждая линия этого фильма — противостояние вампиров и вампанцев и цирк уродов — не пришей рукав по отношению к другой. А вы, лысый вуайер, вы, собственно, кто? И неужели я должен перечитать все эти книги, чтобы хоть немного разобраться, кто на ком стоял?

Наконец, выведенная мораль фильма, в жертву которой и было принесено все хорошее, что здесь есть, возможно, при других обстоятельствах, и не была бы столь смехотворной, но тут сгодится разве что как издевательская шапка на цирковую афишу: «Важно не то, кто ты, а то — каков ты». Ну да, скажите это лучше мальчику-рептилии.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter