Владимир Лопатин,
актер МТА, юбиляр:
Я вообще не думал, что буду артистом. Смотрел кино, иногда ходил в театр, интересно конечно было, не более. В плане актерства, все получилась как-то само собой, спонтанно. Так случилось, что школу я заканчивал одновременно с ремесленным училищем, после, по распределению, поехал в один из леспромхозов Кировской области. Когда туда приехал, понял, что днем-то работаешь, а вечером скучно и заняться нечем, и подумал, а не пойти ли мне в кружок самодеятельности. И пошел, сначало ради интереса, а потом понравилось. Там мы создали бригаду и ездили по отдаленным лесозаготовкам, давая концерты для рабочих. Но волею судьбы (а точнее по решению мамы) пришлось вернуться в город. В Кирове устроился на завод, но опять же встал вопрос: чем заниматься по вечерам? Пошел в драмкружок при Доме культуры.
Два года мы ставили спектакли и давали различные концерты. Там у нас был руководитель, который однажды сказал мне: "Володя, тебе нужно в театр, на большую сцену. Что ты все по самодеятельности…" Наверное, он меня и подтолкнул к тому, чтобы всерьез задуматься об актерской карьере. Опять же случайно наткнулся на объявление в газете, о том, что при Кировском училище искусств открывается театральное отделение. Подал заявление, сдал экзамены, и стал студентом курса. А ведь тогда я уже был женат, у нас был маленький ребенок и, ма-а-аленькая стипендия. Подрабатывал истопником, параллельно учился, и, также как сейчас, у нас в Молодежном студенты Золотухинского курса, практиковался на сцене театра Драмы имени Кирова.
Закончив училище, у меня уже был репертуар из шести ролей! Встал вопрос о трудоустройстве, и поехал я на актерскую биржу, которая тогда проходила каждую весну, ну это что-то схоже с современными кастингами. Вот там мой товарищ представил меня ныне бывшему режиссеру барнаульского ТЮЗа Владимиру Чернину. "Ну что, прочтешь что-нибудь? - спросил он у меня. Я продекламировал стихи, прочел прозу, и он мне сказал: "Вы мне подходите. Трудовая с собой?". Изъял трудовую, и сказал, что ждет меня в Барнауле. Вот так я стал актером. Актером барнаульского театра юного зрителя, с тех пор и служу здесь. На тот момент я ничего не знал о Барнауле, в уме только крутились слова из одной частушки: "Что за город Барнаул, всю мне жизнь перевернул…".
- Вы помните свою первую роль на барнаульской сцене?
- Первая роль у меня была без слов, мимическая, в спектакле "Эй, ты, здравствуй". Потом попал в "Четыре близнеца", там в моей роли было несколько слов. Ну а потом пошло-поехало.
- А первую главную роль?
- Одной из своих главных запоминающихся, ну знаковых, что ли, я считаю роль Афанасия в "Добром часе". В 1971-м году ставила у нас этот спектакль Валентина Зайцева. Как-то легла мне роль этого парнишки Афанасия. Ну, может, помните: три друга приехали в Москву, и им нужно было обязательно поступить в ВУЗы. Афанасий говорил, что у него в Москве родственники, ждут его там. А на самом деле, родственников не было, зато была любовь, не разделенная… Тогда, молодой я был, и мне это было как-то близко.
- А как давались другие роли?
- О! Так редко получается, чтобы сразу раз и попал. Каждая роль требует какого-то периода, ломки. Иногда бьешься, бьешься – ну никак, до последнего момента ничего не получается, не можешь ухватиться, ищешь это зернышко в себе, чтобы пойти в роли, ищешь. Вот большинство ролей, так и строятся.
- Многие актеры мечтают сыграть Гамлета, актрисы – Джульетту. Роль-мечта, вы ее сыграли?
- Ну, какой из меня Гамлет!!? Я мечтал сыграть Родиона Раскольникова, но как-то не случилось. Он привлекал меня тем, что хотел оторваться от обыденности, наверное, как и вся молодежь хочет казаться выше того, что есть на самом деле, и это и привлекает в Родионе. Хотя потом понимаешь, что путь-то был не верным, с другого нужно было начинать. По-моему, чем раньше человек начнет соприкасаться с творчеством Достоевского, тем человечнее будет человек. "Володя, это твоя роль", - говорил мне мой коллега. Но не случилось, зато я Фирса сыграл.
- Как вы относитесь к критике?
- Болезненно, но прислушиваюсь... И сам себя терзаю. Что поделать: я обидчивый, но отходчивый.
- О чем мечтаете?
- О, теперь уж чего мечтать-то? Порой думаю, может уйти на пенсию, и с правнуками нянчиться. А с другой стороны хочется подольше поработать. Я стараюсь быть оптимистом. А вот молодежи хочу пожелать: верить в себя и всегда оставаться самими собой.
P.S.
Как бы не скромничал Владимир Васильевич, список ролей, которые сыграл актер на сцене МТА, не помещается на лист формата А4 самым мелким шрифтом. К тому же, его профессиональная копилка из года в год пополняется самыми разнообразными ролями. Сегодня Владимир Лопатин продолжает радовать зрителей в спектаклях по русской классике и сказках: Фамусов в "Горе от ума" А.Грибоедова, Коробкин в "Ревизоре" Н.Гоголя, Папа Карло в "Боли о деревянном человечке" И.Энгелис, дядюшка Чарли Блэк в "Урфине Джюсе и его деревянных солдатах" Л.Ф.Баума и др. А еще одна из любимых ролей Владимира Лопатина - это Карлосон. Спектаклю много лет, и наверняка его помнит не одно поколение детей. Они его очень любили и присылали в театр письма и открытки на его имя. Так и писали: "В ТЮЗ, Карлсону". С Владимиром Васильевичем мы договорились встретиться уже в новом и долгожданном зале, на площади Октября, в следующем 2010-м году.