Молодой человек с хвостиком: – Я видел вас только в одной роли – Шарикова, и, надо сказать, вы смотрелись в ней очень органично.
Толоконников: – Вот в программе у Малахова меня тоже спросили, как повлияла на меня роль Шарикова. Я на это ответил, что роль повлияла хорошо – не гавкаю.
Симпатичная зрительница: – Расскажите, как вы стали артистом!
Толоконников: – Вы знаете, это долго рассказывать. Стишки читал уже с детства хорошо, с утренников в детском саду. Помню свое первое выступление в постановке по рассказу "Честное слово", когда мальчика поставили на пост и не пришли сменить.
А потом – я рисовал хорошо, думал быть художником, а время шло… Но я с детства был такой забавный мальчик, анекдотчик и вообще любимец публики. В школе меня постоянно выгоняли из класса, потому что я всех смешил, но, в общем, такой была моя природа. И однажды учительница мне сказала: ты, чем дурака валять, выступил бы лучше на школьном концерте. А потом она меня осторожно направила в драмкружок, где я попал к очень хорошему педагогу. У него многие стали известными артистами: Алик Филипенко – вы, наверное, все его знаете; Вадим Абдрашитов, режиссер… А кто не стал артистами, все стали приличными людьми, это самое главное. И вот, когда я попал в хорошие руки, оказалось, что во мне есть какие-то артистические способности. И вот так постепенно, постепенно я и дошел до вас.
Тут сидит мой сослуживец, Юра Наговицын. Мы вместе служили в Германии. Он не даст соврать, как я здорово выступал в армии и пародировал старшину Горлова.
Наговицын: – Мы три года служили в одном расчете. Было нам трудно и в учениях, и все прочее. А этот человек поднимал настроение всем. Представляете? Он мог так рассказать, что вся усталость проходила. Он, наверное, забыл уже про "шуры-муры-растабуры", а я их до сего времени помню. Чудесный человек был, конечно. Мы его все любили…
Толоконников: – Что-то ты обо мне, как о покойнике.
Наговицын: – …нет, мы его просто закрывали собой. От нарядов, от всего заслоняли. Мы здоровее парни были, он немножко поменьше, хотя тоже тренированный. В общем – ну, он артист. Одно слово.
Толоконников: – Нет, это не значит, что я там плясал. Я тоже эту службу нес – будь здоров, в учениях по пять суток не спали. Это не сахар был там, в Германии. Но наряду с этим я еще здорово выступал, пародировал весь командный состав и был любимцем полка. А потом так: пошел, поступил, окончил и стал, можно сказать, актером.
Теперь что касаемо этого фильма: у меня там небольшая роль, вам она, надеюсь, понравится. Я согласился на это, потому что меня очень подкупил сценарий, человеческий сценарий, и мне очень захотелось поучаствовать.
Константин Одегов: – Вы рассказывали, Владимир Алексеевич, а я вспоминал старушку из фильма "Собачье сердце", которая пришла "на собачку говорящую посмотреть".
(В зал) Представляете, у нас на съемках "Наследников" очередь из бабушек выстраивалась посмотреть на Владимира Алексеича (смеется). Вот один в один из фильма (хохочет). Такие бабушки все время (хохочет)… Стояли-и (закатывается)…
Толоконников (строго): – То есть они на меня, как на собачку, хотели посмотреть?
Одегов: – Да я шучу! Шучу!
Вторая симпатичная зрительница: – Вы продолжаете работать в Алма-Атинском драмтеатре?
Толоконников: – Да, я работаю там уже очень-очень давно, даже бесстыдно давно – тридцать с лишним лет. В этом театре и дети мои выходили на сцену. У меня два сына. Старший не пошел по моим стопам, а младший пошел, чему я и рад, и не рад, потому что наша профессия не такая уж и сладкая, Но, по-моему, он подает надежды. Во ВГИК поступил сразу, с первого захода. Да. Я во ВГИК поступал – меня не приняли, а он с ходу.
Конечно, я снимался в картинах пятидесяти, наверное, не считая сериалов, но я могу назвать четыре-пять картин, где я работал с удовольствием. Все остальное – это зарабатывание денег. Но даже в самой плохой картине мне за себя не стыдно. Я делал свое дело честно.
Справка
Владимир Толоконников (25 июня 1943 года, Алма-Ата) – советский, российский и казахстанский актер театра и кино, заслуженный артист Казахстана, лауреат Государственной премии России. Широкую известность получил после фильма Владимира Бортко "Собачье сердце". Снимался в фильмах "Облако-рай", "Шанхай", "Коля – перекати-поле", "Хоттабыч" и др.