В середине сентября маленький городок Монтезе на севере Италии собрал на международный конкурс лучших аккордеонистов мира. Ансамбли, солисты из пятнадцати стран боролись за признание публики и жюри. Аккордеонисту из Барнаула Юрию Крикуну, участвовавшему в номинации “Профессионалы, после 24 лет”, удалось добиться такого признания.
На то, что аккордеонист Крикун взял вторую премию на столь престижном конкурсе, снискав мировое признание, Юрий смотрит самокритично. Хотя и гордится тем, что смог добиться этого на родине инструмента, который он впервые взял в руки в шесть лет…
Творчество берет начало с табурета
А ведь двадцать лет назад родители Юрия Крикуна хотели видеть сына обычным советским инженером, и уж никак не музыкантом. В его детстве, как и у всех творческих людей, были те самые табуретки, с которых ребятишки забавляют песнями и плясками родственников и близких. Со своей сцены-табурета маленький Юра напевал такие куплеты: “У Алены карие глаза, у Алены волосы по плечи. Ты меня, Алена, прогнала и с другим целуешься при встрече”. Спустя несколько лет он уже мог такие “недетские” песни запросто напевать под аккомпанемент аккордеона.
Его становление как аккордеониста родители стали воспринимать более или менее серьезно, когда Юрий одержал победу в нескольких городских и краевых конкурсах. В тот год, когда Юрий Крикун окончил музыкальную школу, в Барнаул приезжал признанный авторитет среди аккордеонистов народный артист России, профессор Российской академии имени Гнесиных Юрий Дранга. “Среди музыкантов принято показывать себя мастерам, - рассказывает Юрий Крикун. - В тот приезд Дранги в Барнаул я выступал перед ним. Он, услышав, как я играю, пригласил меня поступать в институт имени Гнесиных. С тех пор наши пути часто пересекались”.
Тогда Юрий Дранга был для барнаульского школьника Юрия Крикуна тем, кем сегодня являются для молодых альтистов Юрий Башмет, для начинающих скрипачей Владимир Спиваков. Юрий не отрицает того, что, не состоись того прослушивания, он и не стремился бы к более высоким музыкальным вершинам. Кроме того, что знаменитый Дранга стал для барнаульского аккордеониста старшим наставником в творчестве, они по сей день сохраняют просто дружеские отношения.
Даже перед отъездом на конкурс в Италию уже профессионал своего дела Юрий Крикун заехал в Москву, чтобы посоветоваться с мастером.
Аккордеон сродни дорогому автомобилю
Услышав Юрия Крикуна на больших праздничных мероприятиях, к нему часто подходят люди и приглашают сыграть на семейных застольях, свадьбах или именинах. Юрий вежливо отказывается от роли "придворного музыканта". Да и большую часть свободного времени от работы завкафедрой отделения народных инструментов в Барнаульском музыкальном училище и преподавателя кафедры музыкального искусства в АлтГУ он тратит на гастроли по европейским странам.
Заработанные гастролями деньги уходят на инструменты. И раздоров по этому поводу с женой Ириной нет. “Это наш кормилец, да и моя супруга аккордеонистка. Все понимает”, - говорит Юрий. Аккордеонов у Юрия Крикуна два, и оба они уникальны. Несколько лет назад он заказал их на родине инструмента в Италии.
На изготовление музыкального инструмента требуется целый год. Когда Юрий пришел к мастеру, изготавливающему аккордеоны, он перечислил множество характеристик и требований, которые ему были необходимы. Как говорит Юрий Крикун, аккордеон, как и дорогой автомобиль, надо делать под заказ, а не брать с конвейера.
Итальянцы принимали за своего
Он убежден, что немцы, французы, итальянцы –более благодарные слушатели, чем российская публика. Наши люди и здесь, в России, и за рубежом стараются оценить и сравнить музыканта и его игру с другими. По признанию Крикуна, в России лучше быть первым, вторые здесь никому не нужны. Иностранцы же получают эстетическое удовольствие от исполнения каждого конкретного музыканта.
А признав в музыканте мастера, иностранцы не сдерживали эмоции. Когда в Италии после выступления к барнаульцу подошли зрители и, не скрывая восхищения, стали выплескивать на него множество комплиментов, Крикун отвечал им молчанием. Просто не понимал. Они подумали, что это его естественное состояние. А узнав, что аккордеонист родом из России, удивлялись, мол, надо же, вылитый итальянец. “Нескромно так говорить, но после концертов во многих странах Европы ко мне подходили люди и говорили, что ничего подобного никогда не слышали, - говорит Юрий, - и не подозревали, что на достаточно бытовом инструменте можно так играть”.