Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Военная драма "А зори здесь тихие..." Рената Давлетьярова выходит в прокат

В кинотеатрах с 30 апреля

Когда видишь в расписании премьер новую экранизацию повести Бориса Васильева, испытываешь некое напряжение. Что можно добавить к ее экранизации, снятой в 1972 году Станиславом Ростоцким? А отнять можно многое. Мы уже видели, как режиссеры соревнуются с советскими предшественниками и выпускают ленты, которые хочется не просто забыть, а каленым железом выжечь из памяти.

Итак, май 1942 года. На севере от блокадного Ленинграда в маленькой деревушке базируется тыловая зенитная часть. Размещена она в этих местах на всякий случай. Самолеты противника до нее почти не долетают, и потому бойцы шалеют от безделья и быстро спиваются. Когда опытный старшина Васков (Петр Федоров), прошедший Финскую войну и списанный в тыл после ранения, просит прислать солдат, которые бы не пили и по бабам не бегали, начальство заменяет его подчиненных подразделением молодых зенитчиц. В какой-то момент одна из новых зенитчиц замечает в лесу двух немецких диверсантов с взрывчаткой. Понимая, что враги могут подорвать стратегическую железную дорогу, старшина немедленно собирает маленький отряд и устремляется на поиски лазутчиков. Однако, настигнув их, Васков обнаруживает, что диверсантов не двое, а шестнадцать, и что бой предстоит неравный – пятеро едва умеющих воевать зенитчиц и их командир против спецназа СС.

Конечно, во время и после просмотра фильма каждый будет сравнивать ее с предыдущей версией. Но новый фильм вызывает ощущение качественной новизны. Возможно, более взрослое поколение осудит режиссера Рената Давлетьярова. Но с точки зрения современной молодежи, выросшей на эпическом голливудском кино, а не на советских фильмах и спектаклях с их техническими ограничениями и художественными условностями, - фильм достоин просмотра, да еще и замиранием сердца.
Правда, лента Давлетьярова не безупречна. Есть и некоторые сюжетные несоответсвия в случае героев Лизы Бричкиной и Гали Четвертак. Прокол это раздражающий, но секундный, что картину в целом не отравляет. Сильнее ее портит чересчур откровенная банная сцена, которая фиксируется на изгибах женских тел и заставляет зрителей-мужчин почувствовать себя мальчишками, проковырявшими дырочку в женскую парную. Но так ли уж она нужна в фильме, который, по идее, предназначен для школьников?

Кстати, о Васкове. У Ростоцкого это был справный и колоритный, но забавный мужичок, слишком расслабленный для опытного солдата, который прохлаждается в тылу, пока его товарищи воюют на фронте в критичный для войны момент. В герое Петра Федорова, напротив, чувствуется взведенная пружина. Конечно, он не Рэмбо, не тикающая бомба, которая мечтает взорваться. Но новый Васков тяжело переживает все, что происходит со страной, с ним и с его подчиненными. И посмеяться над ним особенно не получится. И уважать его есть за что. Потому что и мужик серьезный, и командир грамотный, и воин доблестный, и настоящий "отец солдатам".

Как и повесть Васильева и предыдущая экранизация "Зорь", новый фильм напоминает о печальной правде – не все смерти на фронте были осмысленными или героическими, и не все солдаты (и офицеры) вели себя так, как ждали сами от себя. Но это была не столько их личная вина, сколько вина тотальной войны, заставившей не созданных для этого людей взять в руки оружие. Ждать от всех доблести и даже простой полезности было нереалистично. И чем лучше мы понимаем, что на фронте сражались не супергерои, а обычные люди с обычными человеческими недостатками, тем яснее становится, какой ценой давались подвиги, когда они все же случались, и каким кошмаром была война и для тех, кто дошел до Берлина, и для тех, кто остался на поле боя.
Новый фильм "А зори здесь тихие" покажут во всех кинотеатрах сети "Киномир", а также в кинотеатре "Матрица".

По материалам: film.ru

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter