Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Вопрос Гамлета в трактовке Булгакова

В конце театрального сезона уместно подводить итоги. Особенно когда они есть. А еще - говорить о планах на следующий сезон. Особенно если есть уверенность, что он состоится. У директора краевого драмтеатра Владимира Мордвинова и главного режиссера Владимира Золотаря такая уверенность наконец появилась. Попечительский совет в составе нескольких крупных бизнесменов взялся за помощь театру. Но оценит ли зритель мучительный труд актеров?

Прошедший сезон был неимоверно трудным

Радоваться тому, что в следующем сезоне краевой театр драмы сможет поставить хотя бы пару пьес, - страшно и нелепо. Потому что такое невозможно в цивилизованном обществе, чтобы в столичном театре не было денег на постановки, чтобы артисты зимой репетировали в валенках, потому что отопления храм Мельпомены не имеет, чтобы не было денег на самый простенький спектакль…

"Для меня этот сезон - чудовищно сложный. Я устал больше, чем когда выпускал много спектаклей. Было много вводов, потому что уезжали в другие театры наши артисты и нужно было их заменять. С нуля и за неделю пришлось ставить сказку "Морозко", потому что до последнего момента не знали, профинансирует свой заказ край или нет", - говорит Владимир Золотарь.

"По объемам финансирования наш театр в Сибири - на последнем месте. Даже от Новокузнецка мы отстаем... У них 800 тыс. рублей выделяется только на постановки, а мы за восемь лет не имеем ни копейки по этой статье. В этом году драмтеатру впервые пообещали 500 тыс. рублей. А это или два малобюджетных или один нормальный спектакль. А потом между делом сказали: да, кстати, денег вы не получите, потому что бюджет перераспределили. При отсутствии нормального финансирования с нас исправно взимают налоги. Мы заканчиваем год с чудовищными долгами. Актеры получают ничтожные зарплаты", - рассказывает Владимир Мордвинов.

"А ведь ставить спектакли нужно - круг театралов в Барнауле узок, репертуар стареет быстро, - никто не будет смотреть одну и ту же пьесу весь год, - говорит Владимир Золотарь. - Три спектакля в сезон ничего не решают, пять - необходимый минимум. В прошедшем сезоне мы кое-как поставили пять спектаклей. И даже вывозили некоторые на фестивали. На гастроли вывезти не можем - нет бюджета. Хотя Омскому драматическому, например, на эти цели выделяется 15 млн. рублей в год. Осенью к нам приедет новосибирский "Красный факел". Но сможем ли мы поехать в Новосибирск? Вдруг не окупим дорожные расходы и расходы на проживание актеров?" - переживает режиссер.

Теперь появились оптимистичные планы

"Но главный итог этого сезона - мы вдруг обрели попечительский совет, - продолжает Владимир Золотарь. - Пока нас поддерживает очень небольшая группа серьезных бизнесменов. Но, я надеюсь, она вырастет. Эти люди взяли на себя ответственность за театр, понимая, что власти совсем никакой ответственности за него не несут. Создание попечительского совета гарантирует, что основные, по крайней мере, работы, которые планируются на следующий сезон, будут выпущены. Такое случилось впервые за много лет.

Я смогу пригласить режиссера, потому что привыкание труппы к руке одного руководителя заканчивается плачевно, нужен свежий воздух. Это будет Антон Коваленко, выпускник школы-студии МХАТ. Он поставит один спектакль, а я - два. Это по крайней мере. В их числе - "Собачье сердце" по Булгакову и густонаселенный синтетический проект, в котором будут использованы кино- и видеопроекция. Такого огромного сложного спектакля в этом театре никогда не было. Возможно, сможем показать "Чайку" на фестивалях "Театр без границ" (Магнитогорск) и "Реальный театр" (Екатеринбург). И пойти на обменные гастроли с Омским драмтеатром, которые могут быть более продуктивны, чем с Новосибирском (Омск - театральный город, где зритель будет рад пойти на гастрольные спектакли).

Это все - в сезоне следующем. Нынешний мы по традиции завершаем "Парадом премьер". 28 июня - 1 июля драмтеатр покажет "Долгую жизнь дождя", "Слишком женатого таксиста", "Якутию" и "Чайку". Такие мероприятия отличаются от обычных показов. Это мини-фестиваль, праздник, кураж, где каждый спектакль превосходит сам себя. Будем рады встрече со зрителями", - говорит Владимир Александрович (кто бы фамилию сказал).

От автора

Знаете, сколько человек приходится на один театр в маленьком городочке Минусинске Красноярского края? 27 тысяч. Там один театр и 27000 человек населения вместе с младенцами. Но каждый день в театре - полные залы. Горожане истово любят своих актеров, зная о них все включая любимую книгу прабабушки по отцовской линии. Их любовь вдохновляет артистов - спектакли Минусинского драмтеатра получают престижные театральные премии российского масштаба. А, например, без встречи губернатора Омской области с режиссером драмтеатра не обходится ни одна премьера - власти интересно, что за спектакль поставил главный театр города.

Получается, что главреж минусинской "драмы" Алексей Песегов круче нашего Владимира Золотаря? Вряд ли, и доказательством тому могут служить признание гения Золотаря московскими и питерскими критиками, призы нашей драмы на фестивалях, а также тот факт, что главреж алтайского театра неоднократно получал предложения занять руководящий пост в именитых театрах Новосибирска и Омска.

Получается, что артист Михаил Евдокимов куда дальше от культуры, чем менеджер Леонид Полежаев? Без комментариев. А может, барнаульцы от культуры куда дальше, чем минусинцы? Это на голливудский блокбастер мы можем пойти три раза. А в театр не пойдем - там семечки лузгать не разрешают и мобилку велят отключить. И вообще - думать приходится!

…А потом мы все удивляемся: почему из парадного пропадают калоши, почему не топят квартиры, все ходят в грязной обуви по мраморной лестнице, на которой нет и не будет ковра? И цветов на площадках не будет, а электричество будет аккуратно гаснуть раз в месяц. Пока люди не обучатся элементарной культуре. И ценить эту самую культуру. И развивать. И поддерживать. Сможем?

P.S. Еду в такси, говорю с подругой о проблемах нашего театра драмы. Таксист - фиксы, блатной шансон, пальцы в наколках - поворачивается к нам: "Девушки, подскажите, а на какие спектакли сходить стоит в первую очередь? Я был на "Слишком женатом таксисте", теперь хочу сходить еще на какую-нибудь пьесу. С чего начать?"

Сможем.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии