- Проработав на сцене 40 лет, вы, наверное, смогли бы написать книгу, посвященную актерским шуткам и курьезам. Можете рассказать о некоторых из них?
- Когда какая-то нелепость случается на сцене, хохотать, конечно, нельзя… Но порой просто невозможно удержаться! Ты поворачиваешься спиной в зал, чтоб зритель ничего не видел, плечи безобразно трясутся, ты кое-как берешь себя в руки, с трудом доводишь сцену, а встречая за кулисами разгневанного режиссера, пытаешься оправдаться. О некоторых курьезах даже рассказывать стыдно! Например, в спектакле "Высоко в синем небе" была сцена, где я, летчик-истребитель Иван Гулькин, вместе с боевыми товарищами пью за разбившегося друга Бориса. Водку, которую мы пили из железных кружек, естественно, заменяла вода.
После этой сцены остальные актеры уходили за кулисы, а я играл сложный монолог. Так спектакль прошел уже более 50 раз, и вот однажды, поднося кружку к губам, я услышал сдавленные смешки коллег и понял, что вместо воды мне налита настоящая водка. Выпил назло. Актеры смеяться перестали, а я, едва держась на ногах, довел роль. Потом нам всем, конечно же, здорово досталось от режиссера.
В мире актеров подобные шутки - дело обычное. Хороший актер в душе всегда остается ребенком, а дети очень часто бывают эгоистичны, завистливы…
Иногда в наших казусах был виноват зритель. Однажды мы показывали в одном из сел края спектакль драматурга В. Розова "В добрый час". Одна из увлеченных зрительниц не заметила, как ее четырехлетний малыш выбрался к нам на сцену и сел пить чай. Мне пришлось прерваться и вернуть ребенка матери.
Влюбчивый человек
- В чем, на ваш взгляд, залог хорошей игры?
- На любую роль я очень тщательно настраиваюсь. Бывает достаточно представить себя в предлагаемых обстоятельствах. Бывает, что этого мало, надо искать другие пути. Когда спектакль проходит первые два-три раза, роль как бы отшлифовывается, и только на 10-15-й раз понимаешь, удалась роль или нет.
Признание коллег и зрителей я ощутил после того, как сыграл Черныша, Белыша, Рыжика и Пестряка в "Четырех близнецах". Спектакль повезли на фестиваль, и за исполнение лучшей мужской роли я получил путевку в Москву. Опытные актеры стали подходить и говорить: "Ты на себя теперь хоть Гамлета бери!"
Мое поколение воспитывалось на книгах, которые сейчас почти никто и не читает, - "Три мушкетера", "Спартак"… Когда читаешь книжку, представляешь себя или любимого человека на месте героев… Вот у актеров так всю жизнь. Мы на сцене должны воплощать чистую, неразлагающую любовь. И если после спектакля, зритель выйдет и будет продолжать думать о том, что он посмотрел, то, значит, мы своей цели достигли.
После того как наша страна резко перешла на демократический режим правления, люди стали как-то брезговать патриотизмом, почувствовали вседозволенность… Сейчас, слава Богу, вечные ценности снова возрождаются. Любовь к человеку, искусству, Родине.
- А историей своей любви поделитесь?
- Влюбляться я начал рано. Лет с восьми. Девочки постарше учили меня целоваться… А женился я очень рано, в восемнадцать лет. На моей Тонечке. И всю жизнь мы вместе. Хотя она у меня даже не актриса, а бухгалтер. Ну, а вообще я очень влюбчивый человек.
Без кокетства
- Скоро ваш бенефис…Что ожидает зрителей?
- За 40 лет мною было сыграно множество ролей, сейчас я сделал переход с геройчика "тюзовского" плана на возрастные, характерные роли. А помню, как все начиналось. Первой моей работой был спектакль о Михаиле Светлове "Человек, похожий на самого себя". С ним мы поехали на театральный фестиваль в Кемерово и заняли первое место. Так что бенефис откроется стихами Светлова. Далее пойдут "Преступление и наказание", "Ревизор", "Волшебник Изумрудного города" и пр. Организаторы обещают сюрпризы, о которых я, честно говоря, сам не догадываюсь.
- Как настроение?
- Волнуюсь. Хотя актеры всегда волнуются перед выходом на сцену. А еще… Я не кокетничаю, когда говорю о том, что мне пора уходить со сцены. Надо все-таки иметь чувство собственного достоинства. Впрочем, об этом я стал подумывать еще со времен сложнейшей операции на сердце, которую перенес 10 лет назад. Очень тяжело восстанавливался.
Да и потом… Помните, Киплинг писал о смелом вожаке волчьей стаи, который всегда шел впереди всех и первым впивался жертве в горло? Так вот потом он постарел и однажды совершил промах, упустил жертву и упал навзничь. Тогда нашелся шакал, который воскликнул: "Акелла промахнулся!" Стая тут же накинулась на старого волка и вмиг порвала его. Такова природа…
- А что помогло вам восстановиться после болезни?
- Я уже три месяца лежал в больнице. И как раз в это время к нам в театр приехал режиссер из Новосибирска, чтобы поставить "Продавца дождя". Он посмотрел труппу, но не увидел среди актеров героя, которого искал. А потом случайно в общем списке наткнулся на мою фамилию, пришел ко мне в больницу и сказал: "Ты будешь играть!" Я начал было отказываться, но в результате не смог устоять. Так и поправился. Это, в общем-то, и помогло мне прийти в себя. Да и потом… не такой я человек, чтоб унывать!
Беседовала Станислава САЗОНОВА.