Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Вперед, в позапрошлое. Руководство края работает с театрами проверенными советскими методами

Это неправда, что история развивается по спирали. Во всяком случае, не у нас. Я вот думаю: не зря мы готовимся так размашисто отмечать 70-летний юбилей 37-го года. Признаков 37-го в нашей жизни все больше. Вы не замечаете? Одни стучат, другие боятся…

Недавно в крае "построили" руководителей учреждений культуры. "Построили" основательно - впервые в моей практике все соглашались рассказывать подробности истории только на условиях анонимности. Так что извините - имен в этом тексте будет мало. В честь юбилея.

"Демократия в крае кончилась"

24 июля (в этот день лидер "Справедливой России" Сергей Миронов встречался с однопартийцами в здании краевого театра музкомедии) в управление по культуре Алтайского края вызвали 19 человек - руководителей театров, библиотек, музеев и пр. Заместитель начальника управления Геннадий Зеленцов обратился к этим уважаемым людям с такой вот примерно речью: "Демократия в Алтайском крае кончилась. Вы были самостоятельными, даже слишком. А теперь и репертуар, и хозяйственную деятельность будете согласовывать с управлением".

По словам моих анонимных собеседников, Зеленцов объяснил, что для собравшихся существует одна партия, "она нас кормит" - это "Единая Россия". Поэтому другим партиям, особенно "Справедливой России" площадок для мероприятий приказано не предоставлять и вообще никак с ними не сотрудничать.

Кроме того, Зеленцов сообщил, что тучи, сгущавшиеся в последнее время над головами директора ТЮЗа Татьяны Козициной и директора театра музыкальной комедии Владимира Филимонова, сгустились окончательно. Ревизионная проверка в музкомедии выявила в работе Владимира Николаевича множество нарушений, несовместимых с его дальнейшим пребыванием в должности худрука. Филимонову якобы предложили написать заявление по собственному желанию, тихо-мирно перейти на должность главного режиссера и заниматься творчеством в дозволенных управлением рамках.

Судьбу Татьяны Федоровны определил ее непростой характер: проработает до 31 декабря, а потом контракт с ней не продлят (все руководители театров работают по контракту с управлением до конца года).

"Целую. Доброжелатель"

В ТЮЗе новость приняли ровно: работать с Козициной, и правда, было тяжело. "При всем при том она знает, что делает, и у нее много заслуг. Она держит этот театр", - говорят люди из театральных кругов.

Большая часть коллектива музкомедии в шоке. Главное - непонятно, что

будет дальше. Филимонов в отпуске, должность главного режиссера, которую ему якобы прочат в управлении, штатным расписанием театра не предусмотрена, а между тем близится новый театральный сезон. Как работать, с кем?

В то, что Владимира Николаевича свергают за "Справедливую Россию" (говорят, мироновская тусовка в театре страшно разозлила губернатора), верят немногие. Ведь о том, что "СР" проведет свое мероприятие в музкомедии, было известно еще в мае, и это делалось по согласованию с управлением по культуре.

Большинство моих собеседников склонны считать, что все дело в анонимках. С весны в управление по культуре (говорят, что и на имя губернатора, и в ФСБ) поступают письма без подписи, в которых Филимонова "разоблачают" в пух и прах. А так как "не мир тесен, а слой тонок", то содержание этих писем ("не знает нот, диплом купил, закодированный алкоголик, жена и дочь - обе в театре, спектакли ставит по кассетам, дачу построил - а на какие средства?") известно всем желающим.

"Але, Геннадий Кузмич!"

Скорее всего, все эти "письма доброжелателей" как минимум рассматривались и принимались к сведению. Во всяком случае, методов в своей работе с театрами управление по культуре не выбирает. В этой связи я хочу рассказать вам одну историю. В июне я договорилась с Владимиром Николаевичем Филимоновым об интервью. Это традиционная вещь: подводим итоги одного театрального сезона, обсуждаем перспективы нового. Я пришла минут за пять до срока и, чтобы не ждать в приемной, прослонялась эти минуты по театру. Заглянула в зал, где шло какое-то мероприятие для школьников, полюбовалась на рыбок в аквариуме… Даже не поговорила ни с кем - не увидела ни одного знакомого.

А меня какой-то добрый человек увидел и добросовестно об этом Куда Надо сообщил.

И вот сидим мы с Филимоновым, он рассказывает, в частности, о проверке краевого ревизионного отдела, которая шла в это время в театре…

И тут звонит телефон. Филимонов берет трубку (я сохранила запись в диктофоне, так что цитирую дословно):

- Але. Да, Геннадий Кузмич (Зеленцов. - Прим. авт.). А… Ага. Ага. Да нет… Тут мы вообще о сезоне… Немножко так зашел разговор. Угу. Угу. Угу. Да-да-да. Угу, угу. Договорились.

Филимонов кладет трубку и разводит руки в извинительном жесте. А что тут скажешь?

- Никто ведь его не вызвал и не сказал: "Владимир Николаевич, мы вас наказываем по результатам проверки. Вы допустили грубейшие нарушения. Мы объявляем вам выговор, и мы считаем, что вы не можете больше быть худруком. Мы ликвидируем вашу должность. Пишите заявление - будете главным режиссером. Мы подписываем контракт и так далее". Ему сказали: "Володя, ну что вот теперь делать? Ну, пиши, мы попытаемся что-нибудь…" И разбежались, как тараканы, - говорит N.

"Извините, а куда вы смотрели-то?"

В истории Филимонова есть еще один аспект.

- Мне как частному лицу, участвующему во всей этой истории, кажется странным, что руководители управления остались в стороне, - говорит Z. - Дела в культуре чудовищны, там полный беспредел - но он кем сотворен-то? Управление по культуре столько лет руководило этими людьми! Филимонов 12 лет отработал худруком, в театре ежегодно проходили проверки. Если он такой плохой хозяйственник - куда вы смотрели-то? У него нет выговоров, нет замечаний, а вот премии за хорошую работу он получал регулярно…

К сожалению, мне не удалось поговорить ни с руководителем краевой культуры Анатолием Ломакиным (с понедельника он удачно ушел в отпуск), ни с его замом Геннадием Зеленцовым (а он - на больничный). В отпуске и куратор театра, специалист управления Людмила Светличная. Пресс-секретарь Тина Баздырева "у нас больше не работает". Заместитель начальника управления Вера Горобченко сказала, что не сможет ответить на вопросы "СК", поскольку "это не мой участок работы".

По нашей информации, у руководства краевой администрации были определенные вопросы к Анатолию Ломакину, тем не менее он и дальше будет руководить алтайской культурой. После некоторых раздумий решено продолжить сотрудничество с ним - кстати, Ломакин достиг пенсионного возраста и имеет крайне невысокий рейтинг в отрасли, которой руководит.

Владимир Филимонов: "Я не буду с ними воевать"

- Вы будете писать заявление "по собственному желанию"?

- Конечно. Что я, буду с ними воевать, что ли? Появилась обида. Обида на то, что по анонимке пришли. Первая комиссия ничего не нашла, вторая пришла…

Сколько можно писать, что я неуч, бездарь - если мои спектакли идут на ура, блестяще. И главное - этому верят… Почему я должен кому-то что-то доказывать? Почему я должен доказывать, что не украл ни копейки?

- А вы не думаете о театре, о зрителях? Вы не считаете, что у вас перед ними есть определенные обязательства?

- Если бы я об этом не думал, я бы за двенадцать тысяч не работал здесь. Я не знаю, кого они найдут на мое место на эти деньги.

Знаете, я этому ревизору молодому рассказывал, пытался объяснить, что театр - это чудо, что театр - это что-то необыкновенное! В Красноярске до суда дело дошло: приходят ревизоры в костюмерный цех, спрашивают: "В списке значится "соболья шуба боярская" - где? Вот она висит. "Не морочьте голову - это драная кошка". А в театре из мешковины делают парчу! И что нам тут воровать, кроме… себя!

Мне неохота работать, мне неохота ничего ставить, жена меня "новопасситом" отпаивает…

Кирпичики. Мнение автора

"Мы все живем, боясь, - сказал мне один из участников этой театральной истории. - Эта так называемая вертикаль власти - не вертикаль, а пирамида. Если ты кирпичик в этой пирамиде, тебя пнут - и ты полетишь. Я вижу, как боятся мои знакомые, чиновники в высшем эшелоне власти, как они прячут глаза, как будто я сделал что-то, что со мной за руку поздороваться - табу. "Здрасьте", - и как Вицин в "Кавказской пленнице", не знают, куда бежать. Чего же мы все боимся-то?"

Мне рассказали, что Александр Карлин пообещал прийти в "драму" после реконструкции, "но только чтобы никакого "Собачьего сердца". Считается, что в этом великолепном спектакле есть сцена, которая может оскорбить государственного человека. Ну, не знаю. Пусть Полиграф Полиграфыч Шариков превращается из собаки в Человека Сразу В Трусах - чудо времен суверенной демократии.

Жалуясь на невнимание властей, главный режиссер драмтеатра Владимир Золотарь два года назад сказал мне в интервью: "У них то битва за урожай, то битва с урожаем - на театр им плевать". Ну вот, театры дождались внимания краевой власти: "Будете согласовывать репертуар с нами".

Я при всем напряжении воображения не могу себе представить, что Золотарь "согласовывает" что-то с пенсионерами из управления. А что он плюнет и уедет - прекрасно могу.

Уедет Золотарь, уйдет оскорбленный Филимонов… А у нас останется Анатолий Ломакин.

Вы тогда поставьте нам что-нибудь из Шекспира, Анатолий Изотович? Барнаулу в этом году фестиваль "Сибирский транзит" принимать - хотелось бы как-нибудь достойно.

...Кстати, знаете, как назывался отчет управления по культуре о работе за прошлый год и планах на этот? "Программно-целевой метод управления все увереннее входит в нашу жизнь". А? Э-э! Так-то, дружок. В этом все и дело.

Лариса ХОМАЙКО.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии