Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

"Я хотел прочитать продолжение…" Есть ли на Алтае настоящая детская литература?

В белом зале литературного музея вспоминали детского писателя Виктора Сидорова - 22 июня ему исполнилось бы 80 лет. Как обычно на таких встречах, барнаульские писатели исполняли свою любимую песню: "кризис детской литературы, кризис литературы вообще", "литературе необходима поддержка государства", "…раньше писатели только писали, а сейчас они вынуждены еще и зарабатывать деньги, ходить на работу"…

- Любовь к чтению надо насаждать принудительно, как Хрущев насаждал кукурузу, - высказала наболевшее Галина Колесникова, председатель краевой писательской организации.

На все это думалось, что любовь - не кукуруза. Просто книжка книжке - рознь.

Повесть о Красном орленке

"Вот и пришла весна, которую так нетерпеливо ждал Артемка Карев. Наконец-то он забросит в чулан и старую, продранную во многих местах борчатку, и облезлую ушанку, и ношеные-переношенные тяжелые бабушкины пимы. Зачем они, если можно бегать босиком, в холщовых портках да просторной домотканой рубахе…"

Помните же? Эта книжка в красной обложке была в каждой школьной библиотеке. Порядком истрепанная - потому что ее перечитывали раз по десять и еще сочиняли автору вот такие, например, письма:

"Дорогой Виктор Степанович! Я прочитал вашу "Повесть о Красном орленке". Она мне очень понравилась. Я ее прочитал два раза. И особенно понравился мне Артемка Карев. Он стал как свой, как будто близкий друг. Но только в повести вы не рассказали, как Артем жил дальше. Кем он стал после того, как вернулся в родное село? Я хотел прочитать продолжение повести. Но в библиотеке сказали, что оно не написано. Будто вы еще не успели. И мне захотелось сочинить продолжение самому. Я буду писать и каждую главу посылать вам. А вы проверяйте, правильно или нет". (Саша Блинов, Омск.)

Наверное, сейчас такие письма дети пишут Джоан Роулинг, писательнице про Гарри Поттера.

Перечитываешь "Повесть о Красном орленке" взрослыми глазами, 25 лет спустя, ищешь - ну что в ней такого, кроме захватывающего сюжета? Потому что есть в повестях Сидорова то, для чего я не могу подобрать слова, но что заставило многих-многих моих сверстников огромной любовью полюбить чтение, сразу и на всю жизнь. И чего, как ни ищи, не найдешь в подавляющем большинстве книжек членов обеих писательских организаций Алтайского края.

Если кто хочет быть писателем…

….Возможно, все дело в том, что любая книжка Сидорова или его учителя Льва Квина невероятно интересная. Придумать историю, захватывающую, поражающую воображение, - из всех сегодняшних писателей Алтайского края это удается разве только Андрею Коробейщикову с его шаманскими мистификациями. Вот нет к человеку вопросов, вообще. Пишет себе книжки, продает хорошими тиражами и - до свидания. Правильно сказал по этому поводу Михаил Веллер: "Если кто хочет именно быть писателем - то есть выступать перед читателями, не ходить на службу, жить на гонорары, захаживать в редакции на чаи и коньяк, вести беседы о проблемах творчества, прокуренные ночи рассуждать с коллегами о проблемах литературы, небрежно доставать из кармана писательский билет - провались он пропадом..."

Всю молодость стеснялась это написать: сидишь на каком-нибудь писательском сборище, слушаешь: "ой-ой, литература помирает, ой-ой, нам нужна поддержка государства, ой-ой, писатели выехали в район на встречу с читателями - и ведь безгонорарно!". Потом берешь книжку оратора - ну о чем вы вообще? Совесть должна быть, я уж молчу о грамотности и так называемых литературных способностях.

Причем смущают-то больше не слабые книжки, а именно претензии рулить несуществующими литературными процессами. Впрочем, поскольку за окном сейчас опять какой-то восьмидесятый год, то выглядит все это как-то даже органично. Возможно, не зря ждали пятнадцать лет - такое чувство, что вот-вот появятся долгожданные "государственные заказы": воспевать стабильность общества, духовное возрождение, квасофильство нового розлива…

Но опять же - дело, конечно, не в писателях - это общая тенденция: хоть крипичиком вмонтироваться в вертикаль власти, куда-нибудь, где пилят бабки. Я недавно услышала крик души одного вполне приличного человека, который заколебался с 14 лет зарабатывать на жизнь то наукой, то бизнесом: "Вот устроиться бы в краевую администрацию - квартальные! отпускные! годовые! И делать ничего не надо…"

Сердце, пробитое пулей

…И, вероятно, все дело в том, что в книжках Сидорова не было вранья. Во что верил человек - о том и рассказывал.

"- Деда, а за что они колчаковцев-то? - Кто их знает... За добро не убьют".

"Горит земля алтайская под ногами белогвардейцев. Не одно еще храброе сердце будет пробито бандитской пулей, не одна горючая слеза упадет на многострадальную землю. Но наша победа придет. Мы вернем свою народную власть, мы станем жить на земле хозяевами..."

30 лет назад в рецензиях о нем писали так: "Вслед за лучшими произведениями советской литературы "Повесть о Красном орленке" Виктора Степановича Сидорова воспитывает мужество, честность, верность в дружбе, любовь к родной земле" - и дело в том, что это чистая правда.

То есть современным писателям сложнее, конечно. Писать, как думаешь, хоть кто сможет, а попробуйте-ка, изложите верховную истину, вариант "для самых маленьких".

Методист краевой детской библиотеки Ирина Захарова с ходу назвала список самых востребованных книжек местных авторов, те, которые на самом деле берут и читают: за исключением "Города собак" Анны Никольской все написаны многие десятилетия назад.

Хочется, конечно, думать, что как раз сейчас сидит где-нибудь в Рубцовском районе человек и пишет такую книгу, что все мы просто расплачемся от радости. Но едва ли это возможно, дорогие ребята. Жить сегодня все-таки интереснее, чем читать.

Кого читают

Самые востребованные детские книжки писателей Алтайского края:

  • Владимир Башунов, "Деревенкая тетрадка", "Таймень".
  • Сергей Боженко, "Пастушок Сергей и синий истукан", "Путь жизни, или Рядом с маэстро" - воспоминания о художнике Рублеве.
  • Лев Квин, "Везет же людям", "Мы, которые оболтусы".
  • Леонид Мерзликин, стихи.
  • Валентина Новичихина, "Страна Играния".
  • Василий Нечунаев, "Небывалый самолет" "Про Иринку и про свинку".
  • Владимир Свинцов, книги о животных.
  • Виктор Сидоров, "Повесть о Красном орленке", "Тайна белого камня", "Федька Сыч теряет кличку", "Сокровищадревнего кургана",
  • Анна Никольская, "Город собак".

Информация предоставлена Ириной Захаровой, краевая детская библиотека им. Крупской.

Справка "СК"

Виктор Сидоров, (1927-1987). Писатель, член СП СССР. Родился в Уссурийске Приморского края в рабочей семье. Работал слесарем на Барнаульском меланжевом комбинате, в многотиражных газетах "Алтайский текстильщик", "Строитель", в краевом комитете по радиовещанию и телевидению. Первая повесть "Тайна белого камня" вышла в Алтайском книжном издательстве (1959). Автор повестей "Федька Сыч теряет кличку" (1963), "Я хочу жить" (1971), "Сокровища древнего кургана" (1983) и др. Несколько изданий (одно из них - в Москве, в издательстве "Детская литература") выдержала "Повесть о Красном орленке". Лауреат премии комсомола Алтая (1968). Похоронен в Барнауле.

Лариса ХОМАЙКО.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии