Барнаул -13°C
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

«Я вовсе не искусствовед»

В мае этого года в Барнауле в доме на улице Л. Толстого открылась частная галерея «Кармин». Создавалась она по инициативе известного алтайского промышленника Сергея Хачатуряна. Жители края получили уникальную возможность увидеть свыше 100 произведений алтайских художников. Об особенностях создания галереи «Кармин» мы побеседовали с владельцем коллекции Сергеем ХАЧАТУРЯНОМ.

— Сергей Грантович, с чего началось ваше увлечение коллекционированием картин? Что послужило толчком к созданию галереи?

— Все очень просто. Я считаю, что любой человек независимо от рода деятельности должен реализовать в жизни свою мечту, свое предназначение. Кто-то может писать картины, кто-то — сочинять роман. Я в детстве увлекался рисованием, ходил учиться в художественную школу при Доме пионеров на Жилплощадке. Это было, конечно, очень давно. Я занимался еще и резьбой по дереву, и чеканкой. Но стать художником мне оказалось не суждено. Тем не менее свое преклонение перед изобразительным искусством я смог реализовать в коллекционировании картин и открытии этой галереи.

А первый шаг к созданию галереи был сделан в начале 90-х годов. Тогда наиболее ощутимо проявилась тенденция, что из-за политических катаклизмов культура и искусство в нашем государстве остались забыты. Словно случился какой-то провал на стыке эпох. В то же время на рынке появлялись очень интересные работы художников. Может быть, эти картины были выстраданы как раз под влиянием времени, даже не знаю. Но они были какими-то особенными. И вот мы с одним моим очень хорошим товарищем, Владимиром Васильевичем Малыгиным (директором санатория «Белокуриха»), как-то за разговором решили попробовать собрать в коллекцию то, что, на наш взгляд, должно было обязательно сохраниться для поколений. В те годы ни один музей Алтайского края, ни один художественный салон не мог позволить себе приобретать картины. А мы — могли! С этого и началось формирование коллекции. На протяжении ряда лет мы собирали картины вместе. Но позже Владимир Васильевич по определенным обстоятельствам отошел от этого дела, а я решил его завершить.

— Как вы выбираете картины для коллекции?

— Критерий был и остается самым простым. Я собирал те картины, которые мне нравились, которые затронули душу. Признаюсь честно, я очень далек от профессионального художественного понимания картин. Я вовсе не искусствовед. Поэтому просто полагаюсь на свой вкус.

— Какая картина была первой в вашей коллекции?

— Первой?.. (Задумывается.) Даже сейчас и не вспомню. Это было очень давно, лет 30 назад, когда я жил еще на Дальнем Востоке. У меня в коллекции есть ряд работ дальневосточных художников… (Оживляется.) А! Я вспомнил, как называлась первая картина! Это была работа художника Панина под названием «Тихая заводь». Сегодня в хранилище галереи находится около 350 картин. Но это еще не вся коллекция. Мы готовим выпуск общего каталога произведений, входящих в нее. Он будет включать около 500 произведений. Большая часть коллекции была мною и Владимиром Васильевичем приобретена. Хотя не скрою, что некоторые произведения мне были подарены авторами. Конечно, я знаком с некоторыми известными художниками нашего края и поддерживаю с ними добрые отношения. Но я всегда старался не выпячиваться и не лезть в знакомство. Я же всего лишь коллекционер.

— К вам часто обращаются сами художники с предложением купить ту или иную картину?

— Часто. Но мне иногда кажется, что слишком много работ пишется в наши дни талантливыми художниками исключительно в коммерческих целях. Если мне удается найти в мастерской художника или во время его персональной выставки три-пять картин, которые действительно достойны коллекции, то это уже успех. Поэтому я предпочитаю посещать все выставки, которые проходят в Алтайском крае, или — еще лучше — побывать в мастерской автора, где уже можно без спешки познакомиться с работами.

— Покупка картин — это финансовая поддержка художников?

— Конечно! Но надо стараться всегда быть правдивыми друг перед другом. Вот недавно два алтайских художника принесли мне свои работы. Это хорошие картины. Но я отказался их приобретать, потому что цена была явно завышенной. А вот я хотел бы вам показать некоторые акварели, сделанные в 60−70 годы художником Алексеем Югаткиным. Их принес мне сын Алексея Александровича. Эти работы мне интересны и пойдут в галерею на постоянное хранение. Я их приобрел, потому что они, на мой взгляд, имеют высокую художественную ценность.

— Есть у вас в коллекции любимые картины?

— Есть. Только я могу назвать не картины, а имена их авторов. Мне нравятся произведения Евгения Кузнецова, Владимира Чукуева, Семена Чернова, Федора Филонова, Виктора Зотеева, Александра Емельянова, Василия Куксы. Любимый жанр — исконно русский. Это пейзаж, национальный жанр России. Нигде в мире он не получил такого яркого воплощения и развития, как в нашей стране. Но я люблю также и натюрморты. В некоторых, очень редких случаях мне нравятся портреты.

— Вам, наверное, часто предлагали написать ваш собственный портрет?

 (Смеется.) Да уж, это точно! Но я всегда отказывался. Этого я не люблю.

— Правда ли, что многие известные музеи страны предлагали вам организовать выставку вашей коллекции?

— Правда. Ко мне обращались с таким предложением музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Им, правда, была интересна не вся коллекция, а только несколько полотен, которые действительно, по мнению искусствоведов, следует отнести к шедеврам изобразительного искусства. Пока дальше переговоров дело не продвинулось. Но я хочу подчеркнуть, что мы обязательно будем организовывать выездные выставки алтайских художников — как авторские, так и жанровые. Я убежден, что эти картины необходимо показать в других регионах страны и даже за рубежом. А почему бы и нет? Я надеюсь, что некоторые работы из этой коллекции удастся выставить в известных всему миру музеях, выставочных залах. Потому что Алтайский край может гордиться своей природой и своими людьми.

— Вы в аукционах участвуете?

— Нет. Я не гонюсь за сверхценностями. Меня уже начали называть «алтайским Третьяковым». Но ведь на самом деле никакой я не предприниматель и не Третьяков. Я специалист в области промышленного строительства. Я всю жизнь занимался и сегодня занимаюсь развитием заводов. А создание галереи — это всего лишь мое желание сохранить то, что не может сохранить государство. И еще я пришел к такому выводу: настоящие картины не должны пылиться на стенах частных домах. Их должны видеть люди.

— Если бы вам предложили финансировать, к примеру, художественное училище?

— Нет-нет! Я сразу бы отказался. В таких проектах я не участвую. Это обязанность государства — заботиться о воспитании и культурном развитии подрастающего поколения. Да, я могу установить стипендии для талантливых ребятишек или вручить какие-то премии лучшим художникам края по итогам года. Но брать на себя финансирование целой художественной школы — это уж извините. Если этим не будет заниматься государство, то никакие спонсоры ситуацию не изменят. Потому что спонсоры сегодня есть, а завтра их нет.

— Я знаю, что у вас есть планы по расширению выставочного зала «Кармин».

— Да, мы хотим его увеличить. Сегодня здесь завершен только первый этап создания галереи. В дальнейшем мы планируем отдать под выставочный зал первый этаж этого здания. Но могу открыть тайну — галерея будет состоять из трех залов. Первые два будут находиться в этом здании. Эскизный проект подготовят к началу августа, проектную документацию — к октябрю. Значит, где-то с декабря мы приступим к реконструкции, которая может продлиться три-четыре месяца. То есть открытие второго зала должно по плану произойти весной будущего года. А рядом с этим помещением сейчас проектируется строительство еще одного здания, где будет располагаться третий выставочный зал, а также кафе и лекторий для посетителей. Капитальное строительство займет года два. Но я хочу сказать, что галерея не стоит на месте в ожидании расширения. Сейчас уже у нас запланированы персональные выставки художников Чернова, Добровольского, Будкеева, Октября, Бралгина, Чукуева, Кузнецова. В декабре пройдет выставка, посвященная 35-летию Новоалтайского художественного училища. В этом году пройдет еще одна специализированная выставка — «Три взгляда на Горный Алтай».

— Сергей Грантович, кого бы вы хотели поблагодарить за создание этой галереи? Кто вам помогал?

— Поблагодарить нужно всех, кто приложил к ее созданию свои силы. Но самые теплые слова мне хотелось бы сказать в адрес своей сестры — Галины Грантовны, а также в адрес доктора искусствоведения Тамары Михайловны Степанской. Тамара Михайловна сделала для нас очень многое. Она у нас — путеводитель в мир искусства.

Какие живописцы представлены в галерее «Кармин»

Открытие картинной галереи «Кармин» состоялось в мае 2005 года по инициативе алтайского промышленника Сергея Хачатуряна.

Собрание произведений в коллекции Сергея Хачатуряна представляет исторический, научный и художественный интерес. Экспозиция включает 104 работы алтайских художников. Всего же в коллекции Сергея Хачатуряна находится около 500 картин. Это работы живописцев старшего поколения — Семена Чернова, Алексея Югаткина, Михаила Жеребцова. Федора Филонова, Владимира Добровольского, Геннадия Борунова, Михаила Будкеева и многих других. Среднее поколение художников представлено в коллекции работами Владимира Чукуева, Евгения Кузнецова, Владимира Федосова, Валерия Октября, Юрия Коробейникова. Есть в коллекции и натюрморты Ильбека Хайрулинова, Виктора Зотеева, Майи Ковешниковой и других живописцев.

Кто такой Сергей Хачатурян

Сергей Грантович Хачатурян родился на Алтае в мае 1955 года. После демобилизации из армии в 1981 году Сергей Хачатурян был принят на работу на Алтайский коксохимический завод (с 1992 года — ОАО «Алтай-Кокс»), где за 20 лет прошел путь от электрослесаря до генерального директора и председателя совета директоров. Без отрыва от производства Хачатурян оканчивает АлтГУ по специальности «экономист». В 2000 году Сергей Хачатурян принимает в управление завод «Алтайвагон», находившийся тогда в стадии банкротства. В результате грамотной управленческой политики предприятие быстро миновало стадию банкротства и выходит на полную проектную мощность. В настоящее время Сергея Хачатурян является членом совета директоров этого завода, а также совладельцем ряда других предприятий.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter