- Сергей Грантович, с чего началось ваше увлечение коллекционированием картин? Что послужило толчком к созданию галереи?
- Все очень просто. Я считаю, что любой человек независимо от рода деятельности должен реализовать в жизни свою мечту, свое предназначение. Кто-то может писать картины, кто-то - сочинять роман. Я в детстве увлекался рисованием, ходил учиться в художественную школу при Доме пионеров на Жилплощадке. Это было, конечно, очень давно. Я занимался еще и резьбой по дереву, и чеканкой. Но стать художником мне оказалось не суждено. Тем не менее свое преклонение перед изобразительным искусством я смог реализовать в коллекционировании картин и открытии этой галереи.
А первый шаг к созданию галереи был сделан в начале 90-х годов. Тогда наиболее ощутимо проявилась тенденция, что из-за политических катаклизмов культура и искусство в нашем государстве остались забыты. Словно случился какой-то провал на стыке эпох. В то же время на рынке появлялись очень интересные работы художников. Может быть, эти картины были выстраданы как раз под влиянием времени, даже не знаю. Но они были какими-то особенными. И вот мы с одним моим очень хорошим товарищем, Владимиром Васильевичем Малыгиным (директором санатория «Белокуриха»), как-то за разговором решили попробовать собрать в коллекцию то, что, на наш взгляд, должно было обязательно сохраниться для поколений. В те годы ни один музей Алтайского края, ни один художественный салон не мог позволить себе приобретать картины. А мы - могли! С этого и началось формирование коллекции. На протяжении ряда лет мы собирали картины вместе. Но позже Владимир Васильевич по определенным обстоятельствам отошел от этого дела, а я решил его завершить.
- Как вы выбираете картины для коллекции?
- Критерий был и остается самым простым. Я собирал те картины, которые мне нравились, которые затронули душу. Признаюсь честно, я очень далек от профессионального художественного понимания картин. Я вовсе не искусствовед. Поэтому просто полагаюсь на свой вкус.
- Какая картина была первой в вашей коллекции?
- Первой?.. (Задумывается.) Даже сейчас и не вспомню. Это было очень давно, лет 30 назад, когда я жил еще на Дальнем Востоке. У меня в коллекции есть ряд работ дальневосточных художников… (Оживляется.) А! Я вспомнил, как называлась первая картина! Это была работа художника Панина под названием «Тихая заводь». Сегодня в хранилище галереи находится около 350 картин. Но это еще не вся коллекция. Мы готовим выпуск общего каталога произведений, входящих в нее. Он будет включать около 500 произведений. Большая часть коллекции была мною и Владимиром Васильевичем приобретена. Хотя не скрою, что некоторые произведения мне были подарены авторами. Конечно, я знаком с некоторыми известными художниками нашего края и поддерживаю с ними добрые отношения. Но я всегда старался не выпячиваться и не лезть в знакомство. Я же всего лишь коллекционер.
- К вам часто обращаются сами художники с предложением купить ту или иную картину?
- Часто. Но мне иногда кажется, что слишком много работ пишется в наши дни талантливыми художниками исключительно в коммерческих целях. Если мне удается найти в мастерской художника или во время его персональной выставки три-пять картин, которые действительно достойны коллекции, то это уже успех. Поэтому я предпочитаю посещать все выставки, которые проходят в Алтайском крае, или - еще лучше - побывать в мастерской автора, где уже можно без спешки познакомиться с работами.
- Покупка картин - это финансовая поддержка художников?
- Конечно! Но надо стараться всегда быть правдивыми друг перед другом. Вот недавно два алтайских художника принесли мне свои работы. Это хорошие картины. Но я отказался их приобретать, потому что цена была явно завышенной. А вот я хотел бы вам показать некоторые акварели, сделанные в 60-70 годы художником Алексеем Югаткиным. Их принес мне сын Алексея Александровича. Эти работы мне интересны и пойдут в галерею на постоянное хранение. Я их приобрел, потому что они, на мой взгляд, имеют высокую художественную ценность.
- Есть у вас в коллекции любимые картины?
- Есть. Только я могу назвать не картины, а имена их авторов. Мне нравятся произведения Евгения Кузнецова, Владимира Чукуева, Семена Чернова, Федора Филонова, Виктора Зотеева, Александра Емельянова, Василия Куксы. Любимый жанр - исконно русский. Это пейзаж, национальный жанр России. Нигде в мире он не получил такого яркого воплощения и развития, как в нашей стране. Но я люблю также и натюрморты. В некоторых, очень редких случаях мне нравятся портреты.
- Вам, наверное, часто предлагали написать ваш собственный портрет?
- (Смеется.) Да уж, это точно! Но я всегда отказывался. Этого я не люблю.
- Правда ли, что многие известные музеи страны предлагали вам организовать выставку вашей коллекции?
- Правда. Ко мне обращались с таким предложением музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Им, правда, была интересна не вся коллекция, а только несколько полотен, которые действительно, по мнению искусствоведов, следует отнести к шедеврам изобразительного искусства. Пока дальше переговоров дело не продвинулось. Но я хочу подчеркнуть, что мы обязательно будем организовывать выездные выставки алтайских художников - как авторские, так и жанровые. Я убежден, что эти картины необходимо показать в других регионах страны и даже за рубежом. А почему бы и нет? Я надеюсь, что некоторые работы из этой коллекции удастся выставить в известных всему миру музеях, выставочных залах. Потому что Алтайский край может гордиться своей природой и своими людьми.
- Вы в аукционах участвуете?
- Нет. Я не гонюсь за сверхценностями. Меня уже начали называть «алтайским Третьяковым». Но ведь на самом деле никакой я не предприниматель и не Третьяков. Я специалист в области промышленного строительства. Я всю жизнь занимался и сегодня занимаюсь развитием заводов. А создание галереи - это всего лишь мое желание сохранить то, что не может сохранить государство. И еще я пришел к такому выводу: настоящие картины не должны пылиться на стенах частных домах. Их должны видеть люди.
- Если бы вам предложили финансировать, к примеру, художественное училище?
- Нет-нет! Я сразу бы отказался. В таких проектах я не участвую. Это обязанность государства - заботиться о воспитании и культурном развитии подрастающего поколения. Да, я могу установить стипендии для талантливых ребятишек или вручить какие-то премии лучшим художникам края по итогам года. Но брать на себя финансирование целой художественной школы - это уж извините. Если этим не будет заниматься государство, то никакие спонсоры ситуацию не изменят. Потому что спонсоры сегодня есть, а завтра их нет.
- Я знаю, что у вас есть планы по расширению выставочного зала «Кармин».
- Да, мы хотим его увеличить. Сегодня здесь завершен только первый этап создания галереи. В дальнейшем мы планируем отдать под выставочный зал первый этаж этого здания. Но могу открыть тайну - галерея будет состоять из трех залов. Первые два будут находиться в этом здании. Эскизный проект подготовят к началу августа, проектную документацию - к октябрю. Значит, где-то с декабря мы приступим к реконструкции, которая может продлиться три-четыре месяца. То есть открытие второго зала должно по плану произойти весной будущего года. А рядом с этим помещением сейчас проектируется строительство еще одного здания, где будет располагаться третий выставочный зал, а также кафе и лекторий для посетителей. Капитальное строительство займет года два. Но я хочу сказать, что галерея не стоит на месте в ожидании расширения. Сейчас уже у нас запланированы персональные выставки художников Чернова, Добровольского, Будкеева, Октября, Бралгина, Чукуева, Кузнецова. В декабре пройдет выставка, посвященная 35-летию Новоалтайского художественного училища. В этом году пройдет еще одна специализированная выставка - «Три взгляда на Горный Алтай».
- Сергей Грантович, кого бы вы хотели поблагодарить за создание этой галереи? Кто вам помогал?
- Поблагодарить нужно всех, кто приложил к ее созданию свои силы. Но самые теплые слова мне хотелось бы сказать в адрес своей сестры - Галины Грантовны, а также в адрес доктора искусствоведения Тамары Михайловны Степанской. Тамара Михайловна сделала для нас очень многое. Она у нас - путеводитель в мир искусства.
Какие живописцы представлены в галерее «Кармин»
Открытие картинной галереи «Кармин» состоялось в мае 2005 года по инициативе алтайского промышленника Сергея Хачатуряна.
Собрание произведений в коллекции Сергея Хачатуряна представляет исторический, научный и художественный интерес. Экспозиция включает 104 работы алтайских художников. Всего же в коллекции Сергея Хачатуряна находится около 500 картин. Это работы живописцев старшего поколения - Семена Чернова, Алексея Югаткина, Михаила Жеребцова. Федора Филонова, Владимира Добровольского, Геннадия Борунова, Михаила Будкеева и многих других. Среднее поколение художников представлено в коллекции работами Владимира Чукуева, Евгения Кузнецова, Владимира Федосова, Валерия Октября, Юрия Коробейникова. Есть в коллекции и натюрморты Ильбека Хайрулинова, Виктора Зотеева, Майи Ковешниковой и других живописцев.
Кто такой Сергей Хачатурян
Сергей Грантович Хачатурян родился на Алтае в мае 1955 года. После демобилизации из армии в 1981 году Сергей Хачатурян был принят на работу на Алтайский коксохимический завод (с 1992 года - ОАО "Алтай-Кокс"), где за 20 лет прошел путь от электрослесаря до генерального директора и председателя совета директоров. Без отрыва от производства Хачатурян оканчивает АлтГУ по специальности «экономист». В 2000 году Сергей Хачатурян принимает в управление завод "Алтайвагон", находившийся тогда в стадии банкротства. В результате грамотной управленческой политики предприятие быстро миновало стадию банкротства и выходит на полную проектную мощность. В настоящее время Сергея Хачатурян является членом совета директоров этого завода, а также совладельцем ряда других предприятий.