Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

«Я занимаюсь любовью 50 лет»

У каждого поколения бывают свои кумиры, свои любимые актеры. Артистов, любимых всеми зрителями от мала до велика, немного. 9 и 10 октября на Алтае побывал один из них, Армен Джигарханян. Вместе с Ириной Купченко он представлял мелодраму по пьесе Альберта Гурнея «История любви». Сначала спектакль отыграли в Бийске, а затем в Барнауле, на сцене краевой драмы.

Не знает секретов любви и понимания

Зал был набит битком, но после антракта зрителей несколько поубавилось. Многим показалось, что спектакль слишком длинный и нудный. Ведущая партия оказалась у Ирины Купченко: актриса все время двигалась по сцене, выдавала целый спектр эмоций от радости до глубокого горя. А Джигарханян все действо провел в кресле, откуда ровным голосом зачитывал свою часть переписки.

Герои Джигарханяна и Купченко, Энди и Мелисса, любили друг друга с детства, но так и не были счастливы. Каждый жил своей жизнью в своей семье. Но они постоянно писали друг другу письма. Эта переписка рассказывает всю историю их любви, похожей на танец: друг к другу и обратно, то достигая взаимности, то разлетаясь в разные стороны.

Я спросила у Армена Борисовича, знает ли он сам секрет взаимопонимания. «Нет такого, — грустно ответил Джигарханян. — Я вам больше скажу, хоть меня иногда мои близкие люди и ругают за откровенность: чем дальше, тем сложнее достигать взаимопонимания с людьми, которых любишь. Почему? На этот вопрос у меня нет ответа». — Говорят, что в молодости вы очень комплексовали по поводу своей внешности?

— А я и сейчас комплексую.

— Тем не менее вас всегда считали любимцем женщин…

— Даже не старайтесь, не буду вам ничего рассказывать! — смеется Армен Борисович. — Вы забываете, какая у меня профессия: я актер, мне положено. Только любовью и занимаюсь последние 50 лет. Не любит говорить о себе

Среди журналистов Армен Борисович славится как один из самых скрытных российских актеров. «Когда я переодел штаны и ушел из театра, вас моя жизнь не должна волновать. Там я колбасу покупаю как все», — говорит он. А иначе произойдет «разгерметизация образа». Про себя рассказывает неохотно, особенно если речь идет о серьезных вещах. А вот пошутить — пожалуйста.

— Я уже сколько раз прессе говорил: я — клоун. Мне говорят: «Старик, веди себя серьезно, ты артист, а еще и художественный руководитель. А мне то вроде как и плевать, а то мучаться начинаю, так ли я себя веду, то ли говорю.

Народный артист СССР до сих пор немножко стесняется легкого кавказского акцента: когда-то из-за акцента его не приняли во ВГИК. Тогда Джигарханян приехал в Ереван и устроился осветителем на «Арменфильм», а потом уже окончил театральный институт.

Сегодня хрипловатый голос Армена Борисовича легко узнают все жители страны от мала до велика. Чтобы не охрипнуть (в гримерке было холодно. — Прим. автора) актер пил «Хенесси» и попросил принести в комнату обогреватель. — Мой папа — ваш ровесник (Джигарханяну 68 лет. — Прим. автора). Зимой на улицу старается не выходить: говорит, что старый и устает быстро. А у вас нагрузка и вовсе нечеловеческая: играете в двух театрах, гастролируете с антрепризами. Как же вы себя в тонусе поддерживаете?!

— Лекарств здесь нет. Просто под действием этой жизни в любом человеке образуются пустоты, которые надо заполнять. Тогда не постареешь долго. Перестаешь заполнять — теряется интерес к жизни. Я их заполняю.

Не хочет сниматься «в макулатуре»

Несколько лет назад Армен Борисович нашел отличный способ заполнить пустоту: он создал свой драматический театр. Ставит в основном классику («Фигаро», «Ревизор» и др.). О своем детище говорит просто и лаконично:

— Хороший театр, хорошие ребята, люди.

— Скажите, а по какому критерию вы к себе в театр актеров подбираете, как их учите?

— Системы нет, есть ошибки, влюбленности, очарования и разочарования. Я иногда забываю, что они могут не любить меня, что у нас возраст разный, что они знают что-то про любовь, чего не знаю я, а я знаю то, чего они не знают… Но мы вместе работаем, играем. А еще часто вспоминаю принцип кого-то из мудрых: «убей своего любимца». Убежден, что это правильно: любимчиков у меня нет, а кого люблю — к тому строг.

— Олег Табаков недавно говорил мне, что если бы роли ему не давали, то он сам платил бы за то, чтобы играть. Правда, недорого, рублей 200−250. А вы смогли бы не играть?

— Красиво Олег Павлович сказал, надо взять на вооружение. Я так не умею говорить. Мне вообще сложно на этот вопрос ответить, потому что или придется соврать, или вы не поймете. А чтобы понять мое отношение к моей работе, вам надо прожить рядом со мной хотя бы 50 лет из тех, что я играю в театре.

— Собираетесь ли вы еще сниматься в кино?

— Лично у меня пока никаких планов нет. Мне, кажется, нынешние режиссеры и продюсеры уже вынесли приговор: старый, капризный. Мне сложно сейчас в кино: молодые ничего не знают, съемки — это ужас, а тексты какие?! Недавно услышал правильное название для нынешнего кино: макулатура. От начала и до конца это — макулатура. Мне повезло — раньше я снимался с большими артистами. А сейчас лучше не играть в кино, лучше с антрепризами ездить. Хотя если хорошо заплатят и предложат хорошую роль — буду сниматься.

Справка «СК»

Армен Джигарханян родился в 1935 году в Армении. Окончил Ереванский театральный институт. Играл в Ленкоме, Московском театре им. Маяковского. С 1996 году руководит собственным театром. Народный артист СССР.

На его счету около 200 кинематографических ролей. «Неуловимые мстители», «Здравствуйте, я Ваша тетя!», «Место встречи изменить нельзя», «Ширли-мырли», «Собака на сене», «Бандитский Петербург», «Американская дочь» и др.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter