Что такое буто, не знает никто, даже самые продвинутые буто-танцоры. И это неудивительно, ведь у этого танца нет и не может быть никаких чётких параметров и определений. Стиль буто - в разрушении всякого стиля, в борьбе со стереотипами и движениям тела “как нужно”. Его нельзя объяснить, и потому он непостижим и прекрасен.
Буто - это авангардная форма танца, основанная девятнадцатилетним японским художником Тацуми Хидзикатой в 1959 году. Это была революция в понимании пластического искусства, которая поставила всё с ног на голову. Получивший название “Анкоку буто” (“Танец тьмы”), он исполнялся обнажёнными танцорами, извозюканными белой краской. Тацуми, создавая новый танец, позаимствовал элементы европейского сюрреализма и американского джаза. Правда, в итоге всё-таки пошёл вразрез европейской культуре и традиционным японским видам искусства кабуки, но, кэген. Он просто-напросто искал что-то своё - абсурдное, интересное. И таки нашёл. В наши дни изначально агрессивные импульсы буто набирают новые обороты.
Хотя эта "штука" и является танцем, нет смысла подгонять его под общепринятое определение танца как “ритмичного, динамичного движения человеческого тела”, так как буто основан не на движении тела, а на теле как таковом. Буто-танцор может позволить себе стоять неподвижно, есть, кричать, кататься по полу в позе эмбриона, мучительно медленно поднимать руки, если в его теле рождается такая необходимость. Он обнажает суть вещей и независим ни от кого - сам сценарист, сам режиссёр. В немыслимой пластике он воплощает идею и мысль, а не ту или иную интерпретацию элементов привычных танцев.
Главным героем буто становится не танцор, а внешняя ситуация, которая манипулирует его телом. Путём внутреннего развития он проживает ломку своего тела, души и предстаёт на сцене в новом образе. Рождается, умирает и перерождается вновь для следующего танца. Каждый танец - новый жизненный цикл, ведь с японского “буто” и переводится как “танец по кругу”. Буто-танцор может весь танец, казалось бы, неподвижно провалятся на сцене, но за это время он успеет рассказать всё похлеще высокобюджетного “Человека-Паука”.
Тема перевоплощения- основа буто. Если танцор изображает дверь, то он выталкивает из себя человека и позволяет двери занять это место. Он не имитирует, а начинает "думать" как дверь, двигаться согласно её "мыслям", волоча за собой завороженных зрителей. Очевидно, научиться странным аномальным движениям буто нельзя, в отличие, например, от хип-хопа или “танца утят”. Движение-мысль может зародиться и вывалиться только из глубины тела танцора. В этом есть некое родство буто с ритуальными танцами, хотя он и признан в мировом искусстве как экзотический вид перформанса.
Сегодняшнее буто - это принципы, созданные Тацуми, и импровизация современных танцоров. Танцем “заразился” почти весь мир. С буто-группами можно поздороваться в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах. Мне жаль только, в их числе нет Барнаула. Зато я сам побыл некоторое время в шкуре буто-танцора - смотри фотографии!
Любопытно
В 70-х годах японский танцор буто, танцуя каждый день, пересек всю Японию.
В японских клиниках для душевнобольных танец буто используется как “лекарство для души”.
Справка "МА"
Некоторые принципы буто
Перед и после танца важно порелаксировать.
Тело должно быть гибким, не обременённым громоздким сценическим костюмом.
Пластика искажённая, рассеянная, распадающаяся на части.
Главное в буто - искренность и умение полно воплотить мысль на сцене.