Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Юрий Иванов: "В нашем регионе картины продаются за похлебку"

– Я задумал написать Робинзона. Робинзон будет кормить людоедов кашей.
– Чтобы они его не съели?
– Нет. Ему не нравится людоедство.
– В каком-то смысле Робинзон – это я.
–Хех. В каком-то смысле это и я.

Юрий Иванов, художник.
Юрий Иванов, художник.
Олег Богданов

Широта и долгота

В мастерской Иванова на балконе морозятся сушеные чебаки. А так-то этой зимой в окно лучше не смотреть. Лучше смотреть на новую картину "Ода огороду": деревня цветет картошкой, кивает скворечниками на длинных шеях, улыбается подсолнухами.

Иванов ставит перед картиной кресло:

– Просто посиди минут десять, помедитируй, погуляй по планам… Увидишь, что это не просто так – взглянуть и уйти. Просеки каждый кусочек, каждый кустик. Там целый мир.

Картина Иванова – дверь в лето. Картина Иванова – желто-зеленая корзинка, до краев наполненная поэзией. Вот человек собирал красную смородину – набрал полведра и ушел перекурить. Вышла на крыльцо соседка в красной кофточке. Стремительно сохнет под июльским солнцем белье на веревке. Кто-то, предположительно колорадский жук, прогрыз дыры в листке подсолнуха.

– Я эту картину шутя назвал "Ода огороду, или О прожорливом жуке на картофельном листке", – говорит Иванов. – Нас замучил колорадский жук. Я его не истребляю. У нас паритет. Я ему, колорадскому жуку, шепнул на ушко: старик, то, что ты сожрешь, – это твое. То, что оставишь, – это мое. Оставишь ты все равно больше. 

Деревня на картине – это Барсуково. Иванов показывает ее на карте Алтайского края; за карту всунута бумажка с координатами огорода – долготой и широтой.  

– Тут целая деревенская сага, короче. Видишь, сколько земли? 36 соток у меня. И тут деревенская безалаберность есть: картошка растет, и раз – клин полыни. Времени не хватило выполоть. Вот чистотел растет, но почему он такой вырастает? Потому что люди нет-нет да польют.

Эта вера, эта любовь

У Иванова была интересная история с немецким бароном Аахеном.

– Я жил на границе Бельгии, Голландии и Германии. Благодаря Хачатуряну туда попал.*  Подружился с немцами. Они меня оставляли жить, работать. Я – нет. Ну как? У меня тут внучка растет, а я там буду?

Мне замок предоставили, я как Дюрер был. Но Дюрер-то был холостой, он мог себе позволить. Или Франсуа Вийон, вот он бы мог. Но понимаешь, у меня здесь Юлька растет. Если бы не семья, я бы там остался, но года на два, не больше. Я, ребята, уже поживший чувак. Я уже знаю: когда человек отсюда, из Сибири,  до сорока лет он еще может куда-то уехать. А после сорока уехал – все, трындец. Раз – и нет его. Это я на многих людях наблюдал. А почему так? Ты задай этот вопрос  нашей матушке-земле. Вот она родила тебя здесь, дала тебе веру вот эту, вот эту любовь. Мы пока не знаем этих законов, на хрен с ними играть?

А в замке-то я спал на кровати Людовика XIV. Когда послал фотографию Наде, она говорит: "На чем это ты обшарпанном?"

– Хорошо быть художником?

– Угу. Взял мир и показал другим. Но я не успеваю какую-то масштабную работу сделать, тут же раскупают.

– Это вы хвалитесь сейчас?

– Нет, это я жалуюсь. Потому что в нашем регионе картины продаются за похлебку: лишь бы прожить и красок накупить. А работа эта –  проклятая. Почему все реализм гнобят? Потому что проще можно, быстрее и денег побольше получить.

Угадав своим художническим сердцем особую паузу, Иванов наливает чай со слоном и предлагает отвлечься от "Оды огороду" – он всегда работает много, ему всегда есть что показать. Иванов спокоен и весел – он все делает правильно. Сидит Робинзоном на своем острове на улице Малахова, пишет картины, растит внучку, ждет весну. Я уже понимаю, что это единственно верный путь, но за такую свободу надо расплачиваться золотыми пригоршнями таланта.

– Работа эта – проклятая, – повторяет вдруг Иванов. А потом добавляет: – Зато меня боженька любит.

…Зато мы теперь можем показать вам его огородное лето.

Юрий Иванов показывает  свои новые картины

"Разинцы"

– Вот тут разинцы слагают легенду о своем атамане. Кто слово, кто фразу – легенда готова.

Ребята, я художник настроения. У меня сегодня лирика, а завтра – такая вот история.

Я хотя и пишу всякие исторические вещи с издевочкой, но с такой любовью, что у меня однозубые – и то приятные парни. У меня все они там приятные. А  еще смотри – я-то не делал портретов специально, вот те крест. А вот:  Скурихин получился, Каминский, Андрей Арестов. А вот это Фризен…

Ну, один бы получился случайно – понятно, но дак весь Союз художников! Я когда посмотрел, думаю: мля! Я же этого не хотел. А они на выставке ходят: "Смотри – я!" И хохочут.

"В гости к Симпсонам ни с чем"

– Я нашел в Барсукове такую коряжку. Написал ее и дописал картину "В гости к Симпсонам ни с чем". Ты Америку 30-х годов пойми! Вот ферма, а через километры  другая. Айова, Великая депрессия, машины у них нет, надо идти по своему полю, потом по соседскому. Если б им было с чем идти, мне неинтересно. А тут драма, вон как она на него смотрит: "Ну как же, Джон? Надо было хоть что-то взять, хоть вилы".

А теперь давай решать, откуда эта картина? Из Барсукова, из коряжки, из книг прочитанных…

Читайте картину! В одном кадре соединилось все: и драма, и меланхолия, и оптимизм. Они же идут в гости, в натуре. Хоть с плохим настроением, но в гости. Там их развеют. И тут вдруг такая природа. И коряга уже перестает быть ненужным пыльным хламом, она возникает красивым силуэтом.

"Тракторист Адам и домохозяйка Ева"

– Вот картина: она решила позагорать, такая красивая. Он пригнал трактор и к ней вожделенно так бежит в сапогах и трусах. А там за углом кто-то уже стоит, отливает… Любовный треугольник.

"Это наша лесенка"

– Вот читаю историю Египта. Римляне много всего в Египте наделали, они любили такие мегалиты. Но попробуй пройди без дани, прикоснись к истории. Стоит братва египетская, а там еще группа поддержки.

Справка

Юрий Алексе­евич Иванов родился в селе Шарчине Ребрихинского района, окончил Новоалтайское художественное училище. Член Союза художников России с 1998 года, участник выставок разного уровня. Работает в жанре пейзажа и тематической картины. Наиболее известные работы – "Полдень. Забор", "Барсуково", "Обские берега", "Человек с ветошью", "Корабль дураков", "Если бы все было ясно и понятно, мудрец бы удавился" и др.

*Экспозиция картин из коллекции Сергея Хачатуряна в выставочных залах Германии "Десять тысяч километров на Восток" прошла с большим успехом, и некоторых художников, в том числе Юрия Иванова, немцы пригласили приехать лично.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии