Рядом с домом Александра Киндишевича, старшего зайсана рода майманов уже стоит одна уникальная юрта. Заходя в нее, как будто окунаешься в быт древнего алтайского рода. Есть там и священный очаг, и круглый стол с сакральными рисунками, и кровать, покрытая искусно расшитыми коврами, и одежда богатыря... Каждая деталь в этом уютном и экзотическом жилище несет особый смысл. Эту юрту когда-то строили всем миром. Сегодня гости Чемала с удовольствием приходят в нее как в теплый музей. Приезжают сюда на экскурсии и школьники из окрестных деревень, и зарубежные делегации.
Все восхищаются, и восхищаться действительно есть чем. И вот теперь рядом с этой национальной и уже прославленной юртой строится новая. Зачем?
- Идея построить такую юрту появилась у меня пять лет назад, - говорит Бардин. - Как-то тогда стало злее в обществе, кипели страсти вокруг наций и богов.
А мы ведь здесь на Алтае живем на стыке границ: Казахстан, Китай, Монголия...
Один известный японский монах, путешествующий по миру, побывав здесь написал: "Когда приезжаю на Алтай, все время ощущаю вечность этой земли, ее неподверженность изменениям во времени и пространстве. Вокруг нас кипит мир, а здесь на Алтае существует некий вечный дух. Я думаю, весь мир рано или поздно объединит алтайский источник".
Бардину захотелось построить юрту, заходя в которую человек бы чувствовал себя как в храме, чтобы забывались конфликты. Его семья первой поддержала его.
Вскоре появился чертеж новой юрты, а три года назад закипела стройка. Строят юрту в основном три человека.
- Ребята с творческим подходом, - говорит о строителях Бардин. - Они посоветовали сделать ее выше. Солнце, венчающее юрту, я сначала хотел сделать круглым, как шар, а потом посовещались и сделали его так, как видели древние.
Сегодня юрта, пахнущая лиственницей и сосной, уже возвышается над садом и венчается солнцем. Солнце из кедра символизирует мир, дружбу и согласие. Диаметр шестиугольной юрты десять метров, высота - восемь. В центре - двухметровая тумба, на которой будет гореть открытый огонь. Над ней внушительная вытяжная труба, сделанная мастером Сергеем Кардамоновым из Маймы.
Матушка-огонь у алтайцев сжигает черное и дает белое.
- А черного сейчас ой как много! - качает головой Александр Киндишевич. - Взять, к примеру, черный пиар. Люди, рвущиеся к власти, распространяют жуткие вещи, клевету. Появились листовки, где пишут о некой националистической организации "Белая вера". Якобы члены этой организации хотят установить свои национальные законы, что их девиз "Алтай - для алтайцев".
Это же чистая клевета. Обидно было читать и выступление губернатора Алтайского края Сурикова, который сказал, что "Россия может почувствовать неудобство из-за проявления яркого национализма на границе с Китаем. Именно поэтому возник вопрос объединения Алтайского края с Республикой Алтай". Это все меня глубоко возмущает. Ведь еще давным-давно наши предки - 14 зайсанов - поклялись, что они будут жить в дружбе с русскими и не будут воевать с Россией. Алтаю присуща веротерпимость. И белая вера - это вера мира и согласия. В ней прилив кровей от буддизма, христианства, шаманизма... У нас же у всех один Бог, просто веры разные...
В ближайшие дни глава рода майманов собирает большой совет из уважаемых и творческих людей.
- Думать над оформлением будем всем миром. Сначала я хотел посвятить отдельный угол каждой конфессии, но уважаемые люди сказали, что это еще рано делать. Теперь будем много думать.
Над убранством юрты согласия сегодня думают и художники, и писатели, и священники. Среди них есть и русские, и алтайцы, и казахи. Некоторые художники уже принесли свои картины. Одна из идей - сделать в новой юрте круговую панораму картин об Алтае.
- Когда индийские экологи увидели Белуху, они долго молчали, как в храме. Хочется, чтобы заходящие сюда чувствовали величие Алтая, чтобы им приходили мысли, что войны не надо, а нужно жить в мире и согласии, - сказал на прощание ага зайсан.