Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Зачем людям XXI века погружаться в прошлое

Изучать историю возможно не только по учебникам. Ощутить себя на время непосредственным участником давно канувших в Лету событий, попытаться понять, как и чем жили наши предки, – такую возможность дают клубы исторической реконструкции. 

Добрыня: цельный образ

Барнаульский клуб "Добрыня" исследует и реконструирует культуру и быт Киевской Руси X–XIII веков. Он появился в августе прошлого года и является подразделением молодежной некоммерческой организации "Слово".

– Мы пытаемся реконструировать воинскую культуру, старинные женские ремесла – ткачество, плетение, – рассказывает Денис Осадчий,руководитель клуба. – Изучаем народные танцы – здесь источники сохранились плохо, поэтому используем современные стилизации, основанные на этно­графических материалах, хороводы. Цель – создать и продемонстрировать цельный образ жителя Киевской Руси. Это и костюм, и ювелирные украшения, пояса, обувь. Вот бороду я, к сожалению, месяц назад сбрил – жена была ею недовольна…

"Добрыня" планирует создать в Барнауле музей живой истории. Уже есть некоторые экспонаты – ткацкие станки, прялки, костюмы. Даже доспехи и оружие древнерусского воина, воссозданные членами клуба. Нет пока помещения.

– Для нас главное – возродить интерес к отечественной истории и культуре. Когда человек читает нудные учебники, в которых еще и содержание передано плохо, у него не складывается образов. Есть отдельные факты, цифры. А мы стараемся создать картинку, показать, как люди раньше жили, во что одевались, – говорит Денис. – Историю Киевской Руси изучаем по летописям, миниатюрам и иконописным изображениям того времени, архео­логическим находкам.

Каждую среду в храме Дмитрия Ростовского клуб проводит семинары по древнерусской истории и приглашает всех интересующихся присоединиться,   начало в 18.30.

По словам Дениса Осадчего, реконструкторские клубы по домонгольской Руси не очень популярны. В России в основном реконструируют военные направления с акцентом на историче­ское фехтование: делают доспехи, вооружение, для того чтобы выйти и драться. Домонгольский же период отличается скудностью защиты – у воинов закрыты были только корпус и голова. Поэтому те, кто хочет рубиться, выбирают европейское Средневековье или послемонгольскую Русь.

По-французски – Жак

Барнаульские тамплиеры из клуба реконструкторов "Барнаульская командория Ордена Северного храма" собираются каждую субботу в 12.00 в Краевом дворце молодежи.

– Увлечение Средними веками у меня началось в детстве, – рассказывает один из них, Яков Чекмарев.– XII–XIII века – расцвет рыцарства. В 1994 году в Минске появился клуб исторической реконструкции "Орден Северного храма", который исследовал жизнь и уклад ордена тамплиеров. Мы один из его филиалов, командорий, которые есть в нескольких странах мира. Основной костяк собрался из студентов "политеха", сейчас в клубе двенадцать человек, по большей части технари. Я, например, инженер контрольно-измерительных приборов и автоматики. Историков у нас нет…

Пока барнаульская командория – преимущественно мужской клуб, но открыт он и для девушек.

– Средние века привлекают своим мировоззрением, – говорит Яков. – Человек был консервативен, но в то же время духовно мобилен. Взять хотя бы крестовые походы, когда тысячи людей снимались с места и шли отвоевывать Гроб Господень. Реконструировать это мировоззрение невозможно, мы живем в другую эпоху, по другим законам. Но мы можем соприкоснуться с тем временем, воссоздавая материальную часть.

Реконструкция – процесс длительный и рутинный: детали одежды и оружия воссоздаются максимально близко к историческому оригиналу.  

– Чтобы провести рыцарский турнир, требуется несколько лет подготовки, рассказывает Яков (кстати, в клубе его зовут Жак: часть реконструкторской традиции – брать имена в соответствии с эпохой). – В XIII веке турниры были похожи на войну. Рыцари дрались насмерть, брали пленных. Сейчас это красочный праздник, когда рыцари встречаются, бьются на копьях, поражают "сарацина" – рыцарский тренажер в виде поворачивающегося щита на перекладине.

В странах Западной Европы таких клубов огромное количество, они активно взаимодействуют с местными научно-исследователь­скими организациями. Существуют целые исторические деревни, где люди живут средневековой жизнью. Пожить в такой деревне – золотая мечта любого реконструктора. К примеру, во Франции уже около десяти лет руками добровольцев строится настоящий средневековый замок – работают средневековыми инструментами, используя старинные технологии и чертежи.

Уроки галантности

Устроить дворянский бал и танцевать не хуже Наташи Ростовой – уже несколько лет эту мечту воплощает в реальность историко-культурный центр "Аваллон", который также находится в Краевом дворце молодежи.

– Правда, это уже стилизация, а не реконструкция бала, – говорит руководитель студии танца Лидия Абрамкина.– У дворян было гораздо больше времени на танцы и изучение этикета. Смысл – передать дух эпохи, а не точно скопировать бал XIX века. Хотя сейчас, спустя несколько лет работы, хочется достигать большей историчности. Например, в костюме начала века не будешь исполнять танец более позднего времени. Интересно шить по историческим выкройкам, но мы в отличие от реконструкторов для удобства вместо шнуровки в платье вставляем молнию, липучки...

По словам Лидии, людей, изучающих старинные танцы, уже целая сеть. Каждый год они собираются в Новосибирске, где проходит танцевальный конвент – несколько дней обучающих семинаров по искусству исторического танца,  общаются с коллегами из Санкт-Петербурга, Москвы, Европы. Потанцевать приезжают даже из Владивостока.

– Ребята, которые увлекаются историческими танцами, и в повседневной жизни становятся более галантными, изысканными, – говорит Лидия. – Начинают книжки исторические читать, фильмы смотреть. Меняются к лучшему.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии