Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Жив, курилка!

Татьяна Козицына, директор Молодежного театра Алтая, – о своем видении театральной ситуации в крае.

"Прекрасное далеко" – не повседневное явление.
"Прекрасное далеко" – не повседневное явление.
Анна Зайкова

– Я не вижу смысла в полемике с Еленой Сергеевной Кожевниковой*. Но я берусь отвечать на ее выпады, впервые в жизни, кстати, потому что зритель, ради которого мы живем, может быть введен в заблуждение ее бездоказательными высказываниями о театральной ситуации в Алтайском крае.

Это безнравственно

Оценивать театральную ситуацию в Алтайском крае как умирающую – безнравственно. Этот театральный сезон проходил под несколькими символами. На территории края прошел VII межрегиональный фестиваль "Сибирский транзит". Это историческое событие! Мы все с удовольствием работали на авторитет края. Общеизвестно, что на всех спектаклях были аншлаги. Мы так волновались – до этого фестиваля Барнаул являлся не очень яркой звездой на театральной карте России, и самым важным для нас стала высокая оценка коллег из серьезных сибирских театров и ведущих театральных критиков России. Высокий уровень фестиваля – заслуга театральных деятелей края и краевого управления по культуре.

В Год Шукшина мы создали два спектакля по произведениям Василия Макаровича: "Праздники детства" и спектакль для малышей "Как зайка летал на воздушных шариках". Последний спектакль мы сыграли уже 38 раз – в школах и на других площадках.

Год молодежи совпал с пятидесятилетием нашего театра, которому мы посвятили многие спектакли и мероприятия. В честь юбилея мы создали экспозицию в большом зале художественного музея. 

Несмотря на важные события, мы были обязаны выполнить государственное задание – план. И мы его выполнили. Что это значит? Это значит, что в нашем скромном помещении, где нет ни буфета, ни дополнительных услуг, очень высокая наполняемость зрительного зала. А еще есть малый зал, выездные спектакли, есть гастроли на селе... Поэтому в новой экономической жизни без знаний экономики театра, знаний современных условий давать какие-то оценки невозможно.

Я говорю о ситуации в нашем театре, но я знаю, как напряженно работают мои коллеги и каких результатов они добиваются. Поэтому кто тут жив, а кто мертв? Безнравственно об этом говорить.

Сейчас непростое время, всюду очень большие сокращения. Но в сфере культуры Алтайского края, в том числе в театрах, не уволено ни одного человека и ни на одну копеечку не понижена зарплата. Это ли не показатель того, что здоровые процессы преобладают? Посмотрите, какие построили дворцы драмтеатру и филармонии. В такое тяжелое время началось строительство нашего театра, что, кстати, тоже является событием этого театрального сезона.

Все театры – директорские

По смысловой нагрузке в термине "директорский театр" будто бы есть что-то порочное. Но все театры являются директорскими за исключением тех, которые являются авторскими: театр Любимова, театр Романа Виктюка, причем там тоже все решает первое лицо... К сожалению, институт главрежей в театрах России сейчас разрушается в том числе и потому, что молодые не хотят приседать надолго в одном месте: они предпочитают жить не на скромную зарплату главного режиссера, а на гонорары. Мы живем в другом формате. У нас есть художественный руководитель – Валерий Золотухин, и, поскольку мы молодежный театр, у нас курс на молодых. Я являюсь членом всероссийской лаборатории "Молодая режиссура и профессиональный театр", мы знакомимся с дипломниками, заключаем с ними контракты. И те имена, которые Елена Кожевникова походя, через запятую перечисляет, делают нам честь. И Сюзанна Ооржак, и Митя Егоров, и Фемистокл Атмадзас, и Андрюша Черпин, и Саша Мохов, и Маша Лука – это лучшие выпускники последних лет ведущих театральных вузов страны.

Как, кстати, и Марат Свободный, который выпустил "Праздники детства" как дипломный спектакль и на "отлично" защитил диплом у большого режиссера, профессора Щукинского института Александра Михайловича Вилькина. Ренита Андреева Григорьева посмотрела наш спектакль и дала высокую оценку**. Как можно говорить о фальши спектакля "Праздники детства"? Детям, занятым в спектакле, еще непонятно, что такое игра. Они правду жизни от игры еще не отличают.

Мне вообще непонятна эта манера: "Григорьева похвалила, Золотухин отметил, а я, Елена Кожевникова, говорю..." "Вы все плохие, а я одна знаю, как надо" Это что? Умный посыл профессионала? 

Театральных критиков в крае нет

– Последние десятилетия мы получаем приглашения на фестивали различного уровня, и международные, и европейские, где сосредоточена критическая мысль. Самая большая радость для нас – обсуждения спектаклей. Это такая прелесть, такой блеск мысли! Это бесценная школа, которая позволяет нам сверять часы. К сожалению, у нас никто не получает сейчас специальность театрального критика; нет даже слабой вероятности, что в крае появится профессионал, и это печально – теория театра должна осмысливаться и иметь какие-то исследовательские очертания.

Шедевры рождаются в театре не каждый день. Репертуарная афиша сбалансирована; состоит из кассовых спектаклей, фестивальных, детских. Да, "Прекрасное далеко" – не повседневное явление.  "Ну, Митя, а дальше что?" – спрашивает Елена Кожевникова. А я расскажу вам, что дальше.

Следующий сезон расписан у нас по минутам. Митя Егоров выпускает огромный спектакль "Прокляты и убиты" по роману Виктора Петровича Астафьева, где только на сцене заняты 36 человек. Следующий спектакль у нас запущен тоже – режиссер Театра на Таганке Юрий Ардашев, кстати, номинант "Золотой маски", ставит "В поисках радости" Виктора Розова. Также мы получили грант Фонда Прохорова, миллион сто рублей – а для нас это огромная сумма – на постановку спектакля по неизвестной пьесе Шварца "Приключения Гогенштауфена". Спектакль будет ставить серьезная московская команда с одной из ведущих театральных художниц России.

...Вы посмотрите – с перестройки не закрылось ни одного российского театра. Это, смею утверждать, потому, что достояние русской культуры – репертуарный театр – вынесли на своих плечах директора. И для нас это радость. 

Татьяна Козицына,
директор Молодежного театра Алтая:

"Вы все плохие, а я одна знаю, как надо". Это что? Умный посыл профессионала?

* В интервью Елена Кожевникова оценивает заканчивающийся театральный сезон как крайне неудачный, а театральную среду края – как умирающую.

** В спектакле Марата Свободного были использованы фрагменты фильма Риниты и Юрия Григорьевых "Праздники детства".

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии