По ту сторону театра
- В 1999 году мы взяли в драмтеатр практически целый курс выпускников АГИИКа, учившихся на актеров, - рассказывает Ирина Свободная, завлитчастью театра. - Мы тогда сильно радовались: можно было ставить молодежные спектакли. Но прошло два года, и из той когорты молодых сейчас не осталось ни одного. Последними были Ирина Лысюк и Максим Коваленко, которые тоже покинули нас.
Раньше средний возраст актеров театра был 45 лет, а сейчас 49. Руководство театра со страхом заглядывает в будущее: что станет с театром, когда из него уйдут корифеи вроде Дементия Паротикова, отыгравшего 60 сезонов? Ведь молодежь приходит крайне неохотно. А если и приходит, то задерживается здесь ненадолго.
Сцена из жизни. Александр Сизиков проработал в театре два года. За это время он исполнил главные роли в “Генералах песчаных карьеров” (Педро Пуше) и сказке “Щелкунчик”. Было много и менее значимых ролей. Сашу любили и зрители, и труппа. Он, по рассказам коллег, всегда шутил на репетициях, был задорным и очень открытым. Работа приносила ему явное удовольствие. Но по семейным обстоятельствам Саша покинул театр.
Его молодой жене не нравилось, что Саша почти все свободное время проводит в театре. Утром репетиции, по вечерам спектакли, дома его практически не было. А зарплаты едва хватало на то, чтобы свести концы с концами. Перед Сашей встал не гамлетовский вопрос “Быть или не быть?”, а более банальный: “Семья или театр?”. Он выбрал жену и ребенка.
- Несколько раз Саша не приходил на репетиции, - вспоминает завлитчастью Свободная. - Конечно, если бы он работал не в театре, то это можно было бы простить. А у нас без одного актера невозможно репетировать определенные сцены. Саша объяснял свои прогулы тем, что некому было сидеть с ребенком.
В конце концов Сизиков ушел из драмтеатра, а затем вообще уехал из Барнаула. Сейчас он живет на Дальнем Востоке, где работает в одном из клубов. Напротив рабочего места Сизикова расположен театр. Но он в него ходит только как зритель. Пока возвращаться в профессию актера не хочет.
- Для любого актера творческая жизнь важнее всего, - рассуждает Ирина Свободная. - В этом отношении наш театр предоставляет большие возможности. Мы даем молодым актерам роли. Сначала, конечно, в массовках, а потом более значимые. Например, Костя Редин, пришедший к нам по окончании АГИИКа, сыграл Гамлета. Это настоящий творческий прорыв. Однако он без сожаления променял эту и другие звездные роли на бесславные в новосибирском театре “Красный факел”. Андрей Звонарев был задействован в спектакле “Три сестры”. Ушел от нас, помотался с другими театрами и сказал, что вообще не будет актером. Занялся бизнесом. Почему?
Ради хлеба или ради зрелища?
Быть может, проблема в том, что одним творчеством сыт не будешь? С этой точки зрения уход молодых актеров становится более понятным. Заработная плата в драмтеатре не такая большая, как, например, в других театрах Сибири. Ставка молодых лицедеев составляет 1800 рублей. Конечно, чем чаще они задействованы в спектаклях, тем больше денег зарабатывают. Чем выше разряд, тем выше и заработная плата. Но в сравнении с семью тысячами рублей, меньше которых актеры других сибирских театров не получают, эти деньги кажутся грошами.
Можно вспоминать о том, что актеры всегда вели нищенский образ жизни, кочевали по городам и странам. Но ведь когда это было?
Сейчас в драмтеатр пришли две актрисы. Ирина Быкова приехала из Омска, а Татьяна Гуртякова - из Новосибирска. Девочки отвергли другие предложения и решили основательно перебраться в Барнаул. Тем более что коллектив нашего драмтеатра приглашал их.
- Они приехали сюда, взяли аванс, - говорит Ирина Свободная. - Растратили его в первые дни и серьезно задумались: а что дальше? Следующие деньги только через месяц, да и то с вычетом аванса. Зарплата 1800 не слишком велика. Как жить? Конечно, будет творческий рост и денег будет больше. Но для этого необходимо время. Смогут ли они его дождаться здесь, в Барнауле?
Конечно, размеры заработной платы у актеров заставляют смеяться и плакать одновременно. Но есть у этой медали и обратная сторона. Дирекция театра снимает каждому актеру отдельную квартиру. Пытается покрыть часть их расходов.
- Наши ребята никогда не просят у меня денег, - открывает экономические тайны директор драмтеатра Владимир Мордвинов. - Да я и сам не допущу, чтобы они так унижались. Даю им деньги, как появляется возможность. Увидел, что зуб вставил актер, говорю: “Так, зубы подлечил, а почему счет мне не приносишь?” Нашим корифеям я оплачиваю полностью лекарства. Но повысить заработную плату не в моих силах. Мы ведь находимся на финансировании краевой администрации. Поэтому здесь все зависит только от краевого бюджета.
То, что молодые актеры уходят из театра, Владимира Ильича тоже беспокоит. Однако даже и в этом процессе он видит положительные моменты.
- Обидно, что уходят перспективные ребята, - рассуждает он. - Мне до боли обидно, что уезжают Ирина Лысюк и Максим Коваленко. Теперь надо думать о том, как сохранить без них репертуар театра. Ведь у этой пары были одни из ведущих ролей. Но отсеялись от нас и такие, которые пришли в театр и упали на массовку. Из них бы хороших актеров не получилось. Поэтому не о чем и сожалеть. А говорить о том, что все упирается только в деньги, глупо. Ведь они всегда интересовали актеров меньше всего.
То же самое подтвердила и Ирина Лысюк, отвечая на вопрос, почему же все-таки перебирается с Максимом в Томск.
- Актеры - неприхотливый народ. Поэтому материальная составляющая для них не настолько существенна. Мы уезжаем потому, что нам хочется творческого роста. Здесь мы достигли определенных результатов, а хочется проверить себя: что еще-то сможем? И Томск в этом отношении предоставляет чуть больше возможностей. В воскресенье мы отыграли наш прощальный спектакль “Месье Амелькаро”. Уезжать из Барнаула, в принципе, не жаль. Жутко не хочется расставаться с людьми, которые были нашими коллегами и друзьями.
Поиск новых творческих горизонтов - это нормальное для актера состояние. Все они в меру амбициозны и ожидают чего-то большей, своей главной роли. Может, именно это заставляет их уходить из драмтеатра?
- Не знаю, - отвечает Ирина Свободная. - Так получается, что устроиться в Москве невозможно. Наши ребята едут в основном в Новомосковск. Там, наверное, пол-Барнаула работает. Однако тот театр, в котором они нашли себя, на порядок ниже нашего. Играют в основном в антрепризах и разъезжают по всей стране. Это обыкновенное зарабатывание денег, но не настоящий театр. Не намного лучше дела и у тех, кто устроился в других центральных городах. Некоторые возвращаются, но мы их к себе уже не берем. Не подходят по фактуре и по своим актерским навыкам.
Самоотверженные
Но не все так плохо с новыми кадрами, как могло показаться. В драмтеатр приходят парни и девушки, мечтающие о сцене, и они готовы терпеть все невзгоды. Один из таких актеров, живущих на голом энтузиазме, - Марат Свободный.
Марат окончил Алтайский институт культуры по профессии методиста любительских театров, а не актера. Однако его мечтой всегда была актерская жизнь. Он несколько раз “штурмовал” краевой драмтеатр. Приходил с монологами к режиссеру, показывал себя. Ему мило указывали на дверь.
Однако молодость и упорство принесли свои плоды - Свободному дали первую роль. Она была в массовке и очень незначительной. Потом еще несколько подобных ролей, и его взяли на испытательный срок. Теперь Марат задействован во многих постановках. Как и другие актеры, получает немного, живет, по словам его мамы, практически впроголодь. Но на судьбу не жалуется. И более того, ни за что не променяет свою нынешнюю жизнь на какую-то другую.
Есть в драмтеатре и другие примеры. Актриса Лена Адушева, пришедшая в драмтеатр как исполнительница роли Офелии в спектакле “Гамлет”. Она также не была актрисой по образованию, но, увидев ее на дипломном спектакле в институте, дирекция театра ахнула: прирожденная актриса! И молодую девчонку тут же пригласили на роль Офелии. А после успешного дебюта приняли в театр.
Сейчас Лена стала молодой мамой. Ее ребенку всего-то три месяца. Маме бы сидеть с ним дома и заниматься пеленками да распашонками. Но творческая натура не дает спокойной жизни. И Лена продолжает работать в театре драмы.
- По вечерам она прибегает на спектакли, - воодушевленно рассказывает Ирина Свободная. - Ребенка оставляет в гримерке, а сама бежит на сцену. В перерывах смотрит, как там малыш, а потом едет домой. Трудно, но ведь играет.
Нам, зрителям, по большему счету, все равно, что там происходит у актеров вне сцены. Плачет ли у них ребенок в гримерке, ждет ли кого-то дома жена, есть ли в их кошельках деньги. Нам подавай красивое и качественное зрелище. Но почему-то становится неуютно, когда из спектаклей исчезают полюбившиеся актеры. Как бы вместе с ними не пропал и сам театр...