Экономика

Банкир рассказал, станет ли девальвация рубля стимулом для развития отечественного производства

В банковском сообществе трезво оценивают перспективы экономического роста России в текущем году: девальвация рубля могла бы дать стимул для развития оте­чественного производства, но одного снижения курса национальной валюты далеко не достаточно. Какие финансовые факторы способствуют развитию и станет ли девальвация рубля стимулом? На эти и другие вопросы "СК" ответил Андрей Третьяков, региональный директор Западно-Сибирского филиала Росбанка.

Андрей Третьяков, региональный директор Западно-Сибирского филиала Росбанка.
Андрей Третьяков, региональный директор Западно-Сибирского филиала Росбанка.

— Андрей Геннадьевич, Росстат оценил средний уровень инфляции в России в 2014 году в 11,4%. Это выше, чем предполагалось раньше. Каков, по вашим оценкам, вклад в повышение уровня инфляции, во-первых, девальвации и, во-вторых, введенных Россией ограничений на импорт продовольствия из ряда стран?

— По оценкам аналитиков Росбанка, ускорение инфляции до 15% (в годовом исчислении) к концу 2014 года произошло примерно в равных пропорциях из-за ослабления рубля (вклад порядка 3–3,2 пункта) и ограничений на ввоз импортного продовольствия из ряда стран (2,4–2,6 пункта). В начале текущего года ускорение роста цен, как вы, полагаю, заметили, актуальный фактор, и вклад "валютной" компоненты может значительно усилиться.

— Удорожание ресурсов вызвало повышение ставок по вкладам и, соответственно, по кредитам. Ряд банков приостановили отдельные программы, стало больше отказов в выдаче кредитов. Какой подход к выдаче кредитов практикуют банки сейчас, спустя два месяца после известных событий на финансовом рынке в декабре?

— Декабрьское повышение ключевой ставки ЦБ автоматически повлекло за собой увеличение ставок по кредитам. В целом на рынке банки не прекратили одобрять займы, а лишь стали применять более строгие критерии оценки клиентов при выдаче кредита. Использование такого рода антикризисных мер, когда банки повышают стандарты андеррайтинга, является обычной реакцией на изменение экономической ситуации.

Для банков осложнение экономической ситуации в стране в первую очередь приводит к ужесточению требований и соблюдению строгой политики в области рисков. Однако базовые требования к заемщикам остались неизменными. Решения по выдаче кредита потенциальному заемщику требуют проверки документов, анализа анкетных данных, а также проверки досье в бюро кредитных историй.

На данный момент средняя ставка по потребительским кредитам на банковском рынке варьирует от 18,9 % до 24,5% годовых для добросовестных заемщиков. В Росбанке ставка по нецелевым зай­мам начинается от 22,9% годовых.

— Сегодня более высокие процентные ставки по вкладам банки предлагают при условии, если договор заключен на короткий срок. Означает ли это, что в банковской сфере пока сохраняется неопределенность относительно того, как будет развиваться ситуация дальше?

— Сегодня финансовый рынок находится в стадии преобразования в связи с экономическими и геополитическими сложностями, которыми был ознаменован 2014 год. И с точки зрения прогнозов на краткосрочную перспективу мы видим тренд на снижение ставок, при этом дальнейшие изменения будут зависеть от действий ЦБ РФ и уровня ключевой ставки. В 2015 году экономика России будет стремиться преодолеть сложившуюся кризисную ситуацию, поэтому ожидать какого-либо роста не следует.

— Обесценивание рубля часто рассматривают как исключительно негативный фактор. Однако это приводит к увеличению рублевой выручки экспортеров, а также к росту конкурентоспособности местных производителей. Может ли девальвация создать условия для роста, как это было в начале 2000-х годов?

— Слабый валютный курс априори может стимулировать замещение импорта, развитие неф­тегазовых экспортных производств. Однако немаловажными импульсами для подобного процесса являются, во-первых, рынок сбыта, а европейские и азиатские рынки замедляются, и, во-вторых, доступность промежуточного сырья и технологий — с этим в условиях ослабления руб­ля дела обстоят так: сырье выгоднее экспортировать, а новые технологии не импортировать.

В 2000-х годах определенный импульс также исходил от растущих цен на нефть. Нефтяной сегмент привлекал достаточно инвестиций, которые плавно распространялись на смежные и отдаленные сектора экономики. Сейчас перелом цикла нефтяных котировок и заметное восстановление конкурентных рынков способствует, скорее, среднесрочному оттоку инвестиций. Поэтому без целевого финансирования и аккуратного расходования доступных, но ограниченных ресурсов не обойтись.

Рост при падении

— Внешнеторговый оборот страны уже в 2014 году сократился на 7%. Интересно, что при этом в Росбанке объем портфеля торгового финансирования (инструмента, связанного с международной торговлей) вырос на 47%. Каким образом можно расти при падении рынка?

— Значительный рост в торговом финансировании обусловлен разными причинами: это и санкции в отношении госбанков, и ограничения по достаточности капитала у небольших игроков, и общерыночное повышение спроса на данный вид услуг в связи с возможностью защитить бизнес от рисков. Особенность Росбанка в том, что 85% нашего корпоративного портфеля приходится на клиентов, входящих в ТОП-300 крупных российских компаний, поэтому мы проводим очень значительные по объему сделки. И в течение всего 2014 года мы наблюдали приток клиентов, портфель пополнился 50 новыми компаниями. В этой связи наше безусловное преимущество в том, что мы являемся частью международной группы Societe Generale.

— Однако Минэкономразвития прогнозирует дальнейший спад внешней торговли. В январе импорт уже сократился на 40% по сравнению с январем предыдущего года. Как вы будете на это реагировать?

— Согласно новой стратегии, у нас амбициозные планы в развитии такого инструмента, как торговое финансирование: 100 млрд рублей до 2017 года. Для этого мы усилили коман­ды сотрудников как в Западной, так и в Восточной Сибири.

— Могли бы вы назвать еще какие-то банковские продукты, показатели которых в вашем кредитном учреждении росли, хотя в целом на рынке имела место тенденция их сокращения?

— В целом по банковской системе в 2014 году отмечался отток депозитов, особенно в декабре прошлого года, на фоне пиковых темпов девальвации рубля. В то же время розничный депозитный портфель Росбанка продемонстрировал позитивную динамику. Средняя сумма вклада в Западно-Сибирском филиале в 2014 году увеличилась более чем в два раза, портфель срочных вкладов увеличился на 20% к прошлому году.

— Россия совершает поворот на Восток, предполагается реализация крупных проектов с Китаем. Ощутил ли ваш банк эти изменения, повлияло ли это на стратегию или тактику Росбанка?

— Поскольку банк работает в Сибири и на Дальнем Востоке, у нас, безусловно, есть корпоративные клиенты, которые сотрудничают с компаниями из Китая и других стран Юго-Восточной Азии. В первую очередь мы занимаемся их сопровождением в России. Группа Societe Generale, в которую входит Росбанк, представлена в 76 странах мира, включая Китай, в том числе Гонконг, и другие страны Юго-Восточной Азии. Поэтому наши клиенты сотрудничают в этих странах с банками группы. У нас единое понимание кредитных рисков, единый подход к оценке надежности заемщиков, и клиентам это удобно. Понятно, что сейчас корпоративные клиенты больше идут на Восток, чем раньше, и мы должны сопровождать их. Сейчас мы, например, предоставляем услугу по открытию счетов и проведению платежей в юанях, японских йенах и гонконгских долларах.

О чем еще рассказал собеседник

Об интересе к валюте

— Без учета разовых всплесков, например в декабре, спрос на наличную иностранную валюту оставался в 2014 году в среднем выше, чем в 2013 и 2012 годах, что говорило о снижении доверия к рублю. Объем кредитования в иностранной валюте в целом по банковской системе (с учетом валютной переоценки) незначительно вырос, при этом основной вклад внес рост ипотечного кредитования.В дальнейшем панические настроения были купированы высокими ставками и временными мерами ЦБ по решению проблем банковского сектора.

О перспективах роста

— Фактор нефти является крайне важным и, пожалуй, приоритетным в вопросах определения темпов роста ВВП. Сказать, каким будет уровень спада при цене нефти в 60–50 долларов, достаточно непросто, так как сейчас на первый план может выйти резкое снижение реальных доходов населения из-за ослабления рубля и всплеска инфляции и, соответственно, падение объемов потребления. По нашим ожиданиям, при средней цене на нефть на уровне 55 долларов за баррель в 2015 году экономика может сжаться на 3,5% год к году, в том числе из-за снижения потребительского спроса (-5,7%) и инвестиций (-6,5%). Влияние санкций оказывает определенно негативное воздействие, в первую очередь на инвестиции.

Досье

Андрей Геннадьевич Третьяков родился 17 января 1978 года в г. Дудинка Красноярского края. Окончил Красноярский государственный торгово-экономический институт по специальности "Бухгалтерский учет и а­удит". Прошел обучение в Межотраслевом институте повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов РЭА им. Г. В. Плеханова (Москва) и по президентской программе подготовки управленческих кадров. В 1999 году присоединился к команде Росбанка в Дудинском филиале (отдел активно-пассивных операций), в 2005 году стал замдиректора этого филиала по розничному бизнесу, затем и. о. директора филиала. С 2007 года — замдиректора Западно-Сибирского филиала по розничному бизнесу, с 2009 года — директор, с сентября 2012 года региональный директор.

В зоне ответственности Западно-Сибирского филиала Росбанка — подразделения банка на Алтае, в Кемеровской, Омской, Томской и Новосибирской областях. Группа Societe Generale мажоритарный акционер Росбанка с 2008 года.

Цифра

На 13% увеличился объем кредитования нефинансовых организаций и физических лиц в целом по банковской системе в 2014 году (с учетом валютной переоценки). Основной вклад внес рост ипотечного кредитования на 32,9%.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость