В Тверь и Кишинев
«Первая типография» поставляет рулонные билеты в 130 городов России. География поставок охватывает часть Урала, всю Сибирь и Дальний Восток. До 2018 года предприятие работало с Екатеринбургом, Краснодаром и Тверью. Пределами РФ деятельность типографии не ограничивается — билеты экспортируются в Казахстан, а также в Молдавию.
Елена Максимчук,
директор троллейбусного управления города Бельцы (Молдавия):
- Мы их закупили в Барнауле. После нас Кишиневский троллейбусный парк там стал заказывать билеты. Потому что они действительно качественные и они в два раза дешевле, чем мы покупали у местных поставщиков. Мы экономим на этом (из интервью телеканалу «Белецкие новости»).
Одна на всех
В Алтайском крае «Первая типография» обеспечивает билетами Барнаул, Бийск, Рубцовск и Алейск. По словам Ильи Котовщикова, до 2010 года производством билетов занимался также Алтайский дом печати (бывший Алтайбланкиздат).
«У них оборудование осталось с советских времен, которое печатало вертикальные билеты. Потом они его продали и полностью переключились на книгоиздательную деятельность и производство упаковки, - рассказал Котовщиков. - Мы остались единственными, кто занимается билетами. Похоже, во всей Сибири. Когда участвовали в тендерах, никого, кроме нас, отсюда не заявлялось. Были иногда лишь Москва и Нижний Новгород, один раз заявилась алтайская компания, но это оказался посредник, какое-то рекламное агентство. Однако в конечном итоге закрепиться на рынке ему не удалось».
Алтайские кулибины
Обычными билетами «Первая типография» не ограничилась и разработала специальные средства защиты для билетов перевозчиков от мошенничества со стороны недобросовестных кондукторов — это ультрафиолетовая сетка (ее нельзя скопировать на бытовой копировальной технике) и раздатчик-диспенсер рулонных билетов. Последний представляет собой запатентованное устройство, которое мешает хитрому кондуктору продавать билеты повторно, возвращая их в рулон.
«В основном, это было в Кемеровской области востребовано, - уточнил директор предприятия. - Город Прокопьевск закупал у нас одноразовые диспенсеры лет, наверное, пять. Потом появился запрос на многоразовые, потому что одноразовое пластиковое устройство тоже требует определенной процедуры утилизации, на это какие-то средства нужны», – рассказал Илья Котовщиков.
По его словам, в Алтайском крае диспенсеры сейчас не используются — у нас осталось совсем немного перевозчиков, которые пользуются рулонными билетами. В основном, это маршрутные такси. Раньше Бийское трамвайное управление года три подряд закупало одноразовые диспенсеры — там как раз была проблема с недобросовестностью кондукторов, потом трамваи постепенно перешли на электронную систему, и такая потребность отпала.
Цифры
70% производимых «Первой типографией» билетов — автобусные, 15% — трамвайные 13% — троллейбусные. 2% составляют билеты на речной транспорт, их заказывает Томск.
Как делают билеты
Производство билета начинается с резки бумаги. Огромные рулоны режут на более мелкие части на реконструированном советском станке 1960-х годов выпуска. По словам Ильи Котовщикова, ничего лучше с тех пор и не придумано. В станке заменена вся электроника и механика, установлены карбоновые ножи и дополнительные элементы контроля — боковые лазерные ровнители, контроль метража, окончания рулона и др.
Печать наносится на станке флексографии, способном работать с двумя цветами. Одной краской печатают основную информацию на билете, другой — наносят специальную защитную полосу из краски, светящейся в лучах ультрафиолета.
Модернизировать все оборудование компания успела до введения жестких санкций, поэтому на производстве они практически не отразились. Более того, в «Первой типографии» провели и реальное импортозамещение.
Обойдемся и без импорта
«У нас часть высокоточной оснастки заказывали в Англии, Польше. Теперь это делают в России. Дешевле. Может быть, тиражестойкость меньше, но, тем не менее, хватает, все работает, - рассказал Илья Котовщиков. - Валы раньше в Польше заказывали, ждали по полгода, теперь отечественные предприятия и валы делают, и магнитные цилиндры ремонтируют. Ближайшие поставщики у нас расположены в Новосибирске».
По его словам, сменились и поставщики краски. Раньше ее возили из Голландии, Японии и Германии. Теперь почти вся краска производится в России. Ряд производителей покупает пигмент в Турции и Китае и разводит уже здесь, под своим брендом. Но есть и полностью отечественное производство пигмента в Москве.
Газетная бумага, на которой печатают билеты, как была, так и осталась российской. Единственная проблема возникала, когда были сложности с поставками отбеливателя, но Сыктывкарский и Светлогорский целлюлозно-бумажные комбинаты вспомнили и возобновили советскую технологию отбеливания, и проблема исчезла.
Чек вместо билета
С конца 2016 года в Алтайском крае начала внедряться электронная система расчетов, часть перевозчиков перешла на нее. Это повлияло, в том числе, и на производство билетов. К настоящему времени их доля в продукции «Первой типографии» снизилась с 30% до 20%.
Помимо Алтайского края, на электронную систему оплаты перешли и в ряде других городов. В частности, в административном центре соседней Республики Алтай — Горно-Алтайске — осталась лишь чековая система.
Впрочем, Илья Котовщиков отдельно отметил, что электронный проезд стал не единственным фактором — просто его компания больше внимания стала уделять заказам патронного завода, на одной площадке с которым она и расположена.
Типография налаживает для предприятия производство решетки для укладки патронов. Решетка будет изготавливаться из полностью биоразлагаемого картона. В настоящее время используется пластиковая, создающая повышенную нагрузку на экологию.
Самое важное - в нашем Telegram-канале