Это может привести к кратному росту налога на эти объекты. Региональные власти подготовили законопроект, регулирующий данный вопрос, депутатам краевого парламента он будет предложен к рассмотрению 24 июня сразу в двух чтениях. 18 июня состоялось публичное обсуждение этого законопроекта.
Законопроект предполагает, что к административно-деловым, торговым объектам будет применяться ставка налога в 2% от кадастровой стоимости. Плательщиками станут собственники тех объектов, которые войдут в специально подготовленный Перечень (по закону, до 1 января каждого года он должен утверждаться региональными властями, ответственный в крае — управление по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры).
Будет создан документ, определяющий порядок формирования этого перечня. Разработчики предлагают включать в него только городские торговые и офисно-административные центры, только площадью от 1 тыс. кв. м. Сюда не войдут отели, объекты культуры, спорта, придорожного сервиса, потребкооперации, сельхозрынки, социальные магазины, другие соцучреждения.
По данным altapress.ru, для плательщиков налог может увеличиться кратно. Однако, по мнению разработчиков документа, общий объем обязательных платежей ТЦ из-за увеличения данного налога возрастет незначительно — на 1-2% и по-прежнему останется меньше, чем расходы, например, на коммунальные услуги. А вот бюджет таким образом может пополниться — предполагаемый объем доходов в случае принятия закона оценивается примерно в 100-150 млн. рублей. Количество возможных плательщиков в настоящее время только оценивается, но может составить от 200 до 500. Данные будут предоставлены Росреестром.
Участники публичного обсуждения законопроекта, а среди них были и депутаты АКЗС, и представители бизнес-сообщества, предложили обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, рассмотреть возможность увеличения площади объектов, облагаемых по-новому, с 1 тыс. до 3 тыс. кв. м.
Во-вторых, обсудить вероятность выведения из-под действия закона объектов, расположенных в малых городах края, для владельцев которых нагрузка может стать слишком высокой. В-третьих, подумать о том, чтобы категории плательщиков обозначить в самом законе, а не в порядке формирования перечня. И в-четвертых, принять законопроект в июне только в первом чтении.
Напомним, что в 2013 и 2014 годах на федеральном уровне были внесены поправки в Налоговый кодекс, которые ввели возможность взимать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости недвижимости, сначала для юрлиц, работающих на общей системе налогообложения, а затем и для плательщиков УСН и ЕНВД. Реализовать эту возможность регионы должны сами, приняв соответствующие документы.
В Алтайском крае кадастровая оценка более 1,2 млн. объектов недвижимости была проведена в 2012 году. Ее результаты опубликованы на сайтах регионального управления Росреестра и Главного управления имущественных отношений края. Такая оценка должна проводиться раз в 5 лет. По данным регионального отделения "Опоры России", проведенная в 2012 году оценка была примерно на 30% ниже рыночной стоимости недвижимости. Несмотря на это, эксперты предрекают в случае принятия закона массовое поступление исковых заявлений в суды по оспариванию кадастровой оценки. Такие иски есть и сейчас, но суды придерживаются той точки зрения, что пока предприятиям не предъявлены суммы налога, нет и ущерба.
Участники рынка говорят, что изменения в меньшей мере коснутся новых объектов, так как и сейчас их стоимость, с которой исчисляется налог, приближена к рыночной. Под удар могут попасть такие "ветераны" рынка, как ТЦ "Европа", "Москва" в Барнауле и др.
Анатолий Чайка,
управляющий "Сити-центром":
Мы проводили предварительные расчеты. Конечно, увеличение будет, но пока нет полной ясности, сложно сказать, каким именно оно будет. Вроде бы не критическое. Но в текущей экономической ситуации любое увеличение негативно скажется на финансовом положении компании.
Самое важное - в нашем Telegram-канале