Владимир Назаров,
директор Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов России:
Все источники экономического роста, которые работали на нас в нулевые, по сути, исчерпаны. Цена на нефть уже не является драйвером экономического роста. В бюджете на этот год заложена цена в $ 97 за баррель, по факту сейчас цена — $ 107. То есть денег от нефти больше не становится, а темпы экономического роста замедляются. При этом ухудшается демографическая ситуация — все последние годы росло число экономически активного населения, но сейчас тренд изменился. Спуск нам предстоит долгий: в течение ближайших 20 лет доля трудоспособного населения будет снижаться.
Потребительский спрос, который прежде был драйвером, сейчас тоже не в силах вдохнуть жизнь в нашу экономику. Это означает, что классические кейсианские рецепты лечения экономики исчерпаны.
Самая большая проблема — это спад темпов роста инвестиций. Это означает, что есть недоверие к стране, отсюда нет возможности провести диверсификацию в экономике. Поэтому надо полагаться только на нефть как на источник роста, а, как я уже заметил выше, она уже не способна быть драйвером нашей экономики.
Есть несколько ответов на вопрос "что делать?", но пока ни одно из решений не является волшебной палочкой, которая могла бы все изменить.
Один из предлагаемых вариантов — это увеличить вливание бюджетных денег в экономику. Поможет ли это? Ответ скорее "нет". В начале 2000-х годов бюджеты всех уровней тратили 30% ВВП. Сейчас этот показатель уже приближается к 40%. При этом экономика почти не растет. Очевидно, что дальнейшее наращивание госрасходов невозможно и не нужно. По налогам мы тоже находимся на своеобразном пике. Сегодня мы собираем гораздо больше налогов, чем страны с сопоставимым уровнем развития.
При этом заявленные масштабные проекты вложений в объекты инфраструктуры вызывают много вопросов как с точки зрения обоснованности, так и с точки зрения источников. То же самое можно сказать и про расходы федерального бюджета.
Скорее всего, в 2014 году мы влезем в поставленные правительством ориентиры по экономическим показателям. Спрогнозированы достаточно высокие темпы экономического роста, при этом они совпадают с консенсус-прогнозами Международного валютного фонда и крупнейших банков. Поэтому есть надежда, что в следующем году темпы роста не упадут. При этом закладывается достаточно консервативная инфляция в 5%. Скорее всего, по факту она будет в районе 6%. В текущей политической ситуации, когда очень тяжело принимаются решения по балансировке бюджета, иметь низкую инфляцию — это большая роскошь. Я понимаю, что для банковской системы очень важно иметь прогнозируемую инфляцию, чтобы снижать стоимость кредитования. Для бюджета же низкая инфляция — это неподъемный груз для бюджетной системы из-за большого объема обязательств. Поэтому серьезного снижения или роста инфляции в ближайшее время не будет.
Что из этого следуют? Банковской системе не стоит рассчитывать на государство как источник инвестиций. В свою очередь, бюджетной системе не стоит рассчитывать на то, что банки вдруг станут драйвером экономического роста. Что если заставить их кредитовать, начнется рост, и тогда будут увеличиваться налоговые поступления в бюджет и так далее. Но такого не будет. Ждать чудес друг от друга точно не стоит.
На самом деле источники роста лежат за пределами банковской и бюджетной систем. Возможности для экономического роста лежат именно в плоскости делового климата. Без его улучшения мы не сможем повысить доверие к стране, привлечь системные инвестиции и, соответственно, увеличить рост налоговых поступлений по отраслям.
Самое важное - в нашем Telegram-канале