Очень получается накладно
«Водителю мусоровоза, вы уж извините, глубоко наплевать, в каком состоянии он бросит бак. Забрал мусор и бросил. Баки стали часто ломаться», — Тамара Батыгина, директор барнаульской УК «Сервис», эту, казалось бы, мелкую проблему называет глобальной.
И, честно говоря, ее легко понять: каждая поломка — это незапланированные затраты. Стоят колесики — 800 рублей с гаком. А в маленьком доме всех поступлений порой — 20 тыс. в месяц.
«Если раньше я меняла 15-20 колес от баков в год, то за последние три месяца купила уже 18. Очень получается накладно», - сокрушается директор УК.
Представители УК предложили на круглом столе разработать совместно с регоператорами регламент процесса погрузки, который позволил бы определить причину поломки контейнера и ответственного.
Мусор полетел по двору
Колеса, на которые (вы уж извините) наплевать водителю, не единственная беда, о которой рассказывают управляющие компании. Раньше, продолжает Тамара Батыгина, водитель приезжал по графику — в течение двух часов.
Теперь вот случилась реформа. И время приезда машины регоператора резко удлинилось: с восьми утра до восьми вечера. Ждите. И разгоняйте автомобили.
«Вся управляющая компания бегает по двору, разгоняет эти автомобили, чтобы мусоровоз смог проехать. А дворникам мы платим по сокращенному рабочему дню. Каким образом я должна 12 часов заставлять его работать?» - недоумевает она.
Если мусоровоз долго добирался до места - вокруг бака множатся мешки. Водитель машины бак загружает — мешки оставляет на месте.
«Водитель говорит — пусть мешки дворник загружает. Но мы не знаем, когда приедет машина, и дворника нет. Загружаем их на следующий день. А если по двору гуляют собачки, мусор полетел по всему двору», — возмущается Тамара Батыгина.
По регламенту мусоровоз должен в течение 30 минут ждать, когда будут устранены преграды для подъезда к месту накопления ТКО. Если он не дождался и уехал, то в следующий приезд обязан собрать весь объем ТКО, который образовался.
Сели не ради пинг-понга
Коллегу поддерживает и Дмитрий Ильиных, директор УК «Городской департамент ЖКХ». Он призывает услышать управляющие компании, ведь они представляют жителей. «Давайте хотя бы интервал — плюс минус два часа», — предлагает он.
Голос председателя ТСЖ Константина Емешина, у которого все хорошо («Мусоровоз приезжает вовремя, за всем следит ГЛОНАСС!») почти не слышен. Но Виктор Карл, гендиректор регоператора Барнаульской зоны «Эко-Комплекс», и сам знает, как ответить: "Откройте 354-е постановление правительства, там что написано?» — строго спрашивает он недовольную его услугами Тамару Батыгину.
Постановление открываю я. К регоператору, в самом деле, не придерешься: в теплое время мусор надо вывозить не реже раза в сутки.
«Но мы же сели здесь не для того, чтобы пинг-понг устраивать. Вас никто по голове не настучит за то, что вы этот график с нами составите», — настаивает Ильиных.
Однако Карл утверждает: машины по такому графику приехать просто не смогут — или переполнятся мусором раньше времени, или застрянут в пробках. Вопрос: как раньше приезжали, Карл оставляет без ответа — за него на эту тему рассуждает Ильиных.
«Главная проблема по графику — закон о тишине. Вы раньше вывозили в четыре-пять утра и попадали максимум на одну пробку. Сейчас попадаете на два пика - утренний и вечерний. Давайте выходить на краевой уровень, чтобы закон о тишине не распространялся на вывоз мусора», — снова предлагает Ильиных.
Правда, его тут же приземляет голос Роспотребнадзора: по санитарным нормам шуметь можно только с 7 утра. И никуда нам от СанПиНов не деться.
«Мы все лето завалены жалобами, когда мусор начинают вывозить с четырех утра. А потом я выхожу и штрафую Карла за то, что он нарушает 30 децибелл. Караулим в засаде с четырех утра», — рассказала начальник отдела управления Роспотребнадзора Лариса Зубова.
Город грязный чистый
Но если в Барнауле мусор, пусть с трудностями, но вывозят, то сказать, что происходит в Заринске после старта реформы, решительно невозможно. Факты и сообщения одни противоречивее других. В мэрии Заринска, например, заявляют однозначно: до 1 января 2019 года было лучше.
До реформы по городу курсировали шесть «КамАЗов» по высотной части и еще две машины по частному сектору — «Газель» и «ГАЗ-53». А на 1 мая у регоператора трудились только две, утверждает Виктор Федосов, председатель комитета по городскому хозяйству администрации Заринска.
Но регоператор Заринской зоны дает совсем другую информацию: в Заринске у него ходят не два, а шесть мусоровозов - пять «КамАЗов» и «ЗИЛ». И емкость у них больше, чем у дореформенной техники.
Федосов говорит о фактах, с которыми вроде и не поспоришь: на местном полигоне есть весы, и, по их данным, привозить стали меньше. Но гендиректор регоператора «Спецобслуживание-Центральное» Алексей Щербатов все же спорит: дело в том, что юрлица плохо заключают договора. А город-то чистый.
Противоборствующие стороны
Шишки на регоператора "Спецобслуживание-Центральное" и его работу в Заринске особенно валятся из-за первой половины мая. «Такого коллапса, какой был с 1 по 15 мая этого года — я живу 40 лет в Заринске — не было никогда!» — возмущается Виктор Федосов. Эмоции сильные. При этом в редакции есть документ, подписанный специалистом мэрии Заринска, где черным по белому написано: на 8 мая в 14.00 контейнерные площадки очищены.
Алексей Щербатов отвечает Федосову: прошли субботники, объем мусора увеличился в 2-3 раза. Кроме того, на площадках зачастую не хватает контейнеров: положено пять, стоят два-три. За эти площадки отвечают управляющие компании, а они не чешутся — нет заинтересованности.
«Так надо было кратность увеличить на праздничные дни и не оставлять город в бардаке», - наставляют Щербатова. «Мы кратность увеличили», - парирует он.
Оппонентов пытается унять руководитель регионального исполкома ОНФ Сергей Войтюк — призывает найти возможность сотрудничества. Регоператор Заринской зоны сотрудничать хочет. Но не может: «У нас получаются две противоборствующие стороны: одна администрация, другая региональный оператор», - говорит Щербатов.
Растет поток обращений
В минприроды тем временем говорят, что поток обращений на мусорные проблемы растет. За четыре месяца этого года в ведомство поступило более 300 обращений, за весь 2018 год — 400, приводит сведения Александр Лукьянов, замначальника управления природных ресурсов и нормирования минприроды края.
Однако у Виктора Карла другая точка отсчета для оценки результатов реформы. Раньше, рассуждает он, было много мусоровывозящих фирм. И да, была конкуренция. Но куда эти конкурирующие фирмы вывозили мусор - на полигон, включенный в госреестр, или в пригород Барнаула - великая тайна.
А сколько власти Барнаула и Бийска ликвидировали несанкционированных свалок ежегодно и за бюджетные деньги (говорит Карл)! Теперь же все ясно: мусор поступает, куда следует.
«Сегодня от реформы есть очевидный плюс: мы видим движение отходов от места их образования до места захоронения на полигоне", - заверяет Виктор Карл.
В минстрое края с такой оценкой результатов реформы явно согласны.
«Услуга оказывается в тех муниципальных образованиях, в которых ее раньше не оказывали. Раньше мы не контролировали перевозчиков, куда они везут мусор. Теперь контролируем. Несмотря на те проблемы, которые здесь высказываются с обеих сторон, в целом в крае стало гораздо чище», — считает Андрей Голубцов, замминистра строительства и ЖКХ.
Гораздо чище. И на что только люди жалуются?
Самое важное - в нашем Telegram-канале