Интеллектуальная транспортная система – это, во-первых, оборудование, которым оснащаются светофоры, камеры фото-видеофиксации, информационные табло, «умные остановки», пункты весогабаритного контроля, метеостанции на городских и межмуниципальных дорогах.
А, во-вторых, это программное обеспечение: информация поступает в режиме реального времени в единый центр, обрабатывается и позволяет управлять ситуацией на дорогах и принимать важные решения в будущем.
В 2020 году внедрение такой системы на дорогах стало одним из приоритетных направлений Минтранса России. В первую очередь она должна появиться в городских агломерациях с населением более 300 тыс. человек.
Начальная цена, которую готов был заплатить «Алтайавтодор» за внедрение интеллектуальной системы в Барнаульской агломерации, составила 207,76 млн рублей.
Компания «Систематика» (Москва) предложила сделать это за 153,25 млн рублей. «Ростелеком» - за 69 млн, следует из информации госзакупок. Третий участник – «Модульные системы управления» из Красноярска - предложил лишь 36 млн рублей.
Но на итоговую оценку рейтинга участника влияли, кроме суммы, другие параметры. В итоге первое место занял «Ростелеком». Информация о заключении с ним контракта пока не опубликована. Ранее в мэрии Барнаула сообщали, что именно «Ростелеком» был разработчиком технического проекта создания в Алтайском крае этой системы. На разработку компании было выделено 30 млн рублей, проект прошел госэкспертизу в Москве.
Главными мотивами внедрения интеллектуальной системы в стране были снижение числа смертей на дорогах и разгрузка крупных городов от пробок. Но уже сейчас понятно, что она позволит многое. Вот как объясняли задачи на сайте Барнаула.
Проблемы дорожной системы Барнаула и агломерации являются типичными: загруженность дорог, пробки, рост ДТП, несанкционированные парковки, загрязнение воздуха.
«Конечно, решением этих проблем стало бы строительство новых дорог и развязок, но городское пространство и финансовые возможности не всегда это позволяет. Поэтому надо улучшать имеющуюся инфраструктуру, качество и эффективность ее организации и управления», – привела мэрия объяснения заместителя директора алтайского филиала «Ростелекома» Ольги Курылевой.
В материалах госзакупки указано, что "интеллектуальная транспортная система предусматривает автоматизацию процессов управления дорожным движением".
При этом, как объяснили власти, проект предусматривает в первую очередь строительство центра обработки данных и модернизацию светофорного регулирования. Все светофоры будут дооснащены (оборудованы детекторами транспорта) и объединены в единую систему.
Как объяснял руководитель «Алтайавтодора» Василий Мотуз, помещения для размещения оборудования и создания Центра управления уже подготовлены – они находятся в здании минтранса края на ул. Папанинцев, 105. В 2022-2023 годах планируется подключить к системе все светофоры, камеры фотовидеофиксации и другие ресурсы, сообщала «РГ».
Пример приводит «Российская газета». Получив информацию с мест, искусственный интеллект должен быстро просчитать оптимальное решение по урегулированию транспортной ситуации и принять меры.
Например, при заторах автоматически включить "зеленую улицу", чтобы увеличить пропускную способность и скорость движения автомобилей.
В минтрансе края, презентуя проект, заявили, что система будет установлена на территории Барнаула и Новоалтайска. Завершат его до 2023 года.
Это - пилотный проект. В дальнейшем его будут тиражировать на других территориях Алтайского края и сопрягать с аналогичными проектами в других регионах.
Детекторы транспорта, которые планируется устанавливать на светофорах, – штуки, которые могут круглосуточно наблюдать за дорожным движением, автоматически собирать, контролировать и передавать информацию о транспортных средствах, проехавших через систему контроля.
В детекторе есть видеокамера, модуль связи, блок питания, системная плата, GPS-приемник, инфракрасный прожектор. Он распознает марки, модели машин, типы транспортных средств, определяет их количество, скорость, загрузку по полосам движения.
Источник финансирования проекта – федеральный бюджет. Судя по заявлениям, сделанным ранее чиновниками, в дальнейшем будут проводиться и другие работы по созданию умных дорог. До 2023 года на это планируется направить 360 млн рублей.
При этом Василий Мотуз оценивал внедрение проекта суммой в 1 млрд рублей – вероятно, речь шла о регионе в целом. «Рассчитываем получить эти деньги», - приводит сайт барнаульской мэрии его слова.
Не только дорожники и минтранс. Информация, которую будут собирать и обобщать центры, поможет принимать оптимальные решения, скажем, связанные с застройкой.
Если, например, планируется построить в городе торгово-развлекательный центр, система оценит его транспортную доступность, покажет, где нужны пешеходные переходы, остановки общественного транспорта, места для парковки автомобилей и многое-многое другое.
В дальнейшем предполагается создать мобильные приложения и сервисы и для водителей. А в отдаленной перспективе - модуль управления парковками и даже беспилотным транспортом.
Федеральные власти задачи ставят такие: снизить к 2024 году количество аварийно-опасных участков на дорогах в два раза по сравнению с 2017 годом, а число погибших в авариях – до четырех человек на 100 тыс. населения.
К 2030 году этот показатель должен стать нулевым, сообщили «Ведомости». Загруженность автомобильных дорог федерального и регионального значения должна снизиться к 2024 году на 10 % по сравнению с 2017 годом.
В Москве результаты есть. Так, интеллектуальная система управления городским трафиком позволила сократить смертность на дорогах почти вдвое с 2010 года: с 6,6 человек на 100 тысяч до 3,5 человека.
Время в пути до центра города с окраины в утренние часы сократилось на одну пятую. Средняя скорость движения в часы пик увеличилась на 16 %.
Самое важное - в нашем Telegram-канале