Экономика

На Алтае хотят выпускать большие гусеничные тракторы и ждут от государства поддержки этого проекта

Сельхозмашиностроители и власти края связывают большие надежды с предстоящим визитом в Барнаул председателя правительства РФ Михаила Фрадкова. Они собираются продемонстрировать премьеру потенциал отрасли, чтобы в конечном итоге добиться выделения правительством средств для создания производства мощных тракторов на рубцовском "Алттраке" и двигателей на Алтайском моторном заводе. Что собой представляют эти проекты?

Путь в двадцать шесть лет

Потребность в мощных сельскохозяйственных тракторах была обозначена правительством еще лет тридцать назад. Уже тогда было ясно, что вместо наиболее распространенного в то время трактора Т-4 нужна гусеничная машина, способная тянуть за собой огромные почвообрабатывающие комплексы, которые за один проход и вспашут, и посеют, и прикатают. Очевидцы вспоминают, как в 1980 году в Алтайский край приезжал председатель правительства СССР Николай Рыжков. После его посещения началось проектирование трактора Т-250 одновременно в Москве и Рубцовске. Модель создавалась больше десяти лет, подвергаясь непрерывному совершенствованию, но так и не была полностью доведена до ума. Тем не менее в 1992 году трактор прошел государственные испытания и был рекомендован для постановки на производство. По заключению экспертов, машина получилась гораздо лучше Т-4 (смотри справку). На создание трактора ушла огромная сумма государственных средств, эквивалентная $ 12 млн. Но изготовить больше, чем опытная партия (17 тракторов), рубцовчане так и не смогли. Надеемся, читателям не надо объяснять почему. Большинство еще помнит, в каком положении оказались алтайские заводы в начале ельцинских реформ.

Сегодня ситуация меняется. Нынешние собственники "Алттрака" - группа РАТМ - стараются вывести предприятие из прорыва. На 2006 год завод обеспечен заказами. Больше тысячи тракторов Т-4А готово закупить правительство Узбекистана, есть стабильный сбыт чекерных машин в России.

Сложность в том, что узбеки рассчитываются за тракторы только после их получения, на многие месяцы затягивается и возврат НДС. Это требует отвлечения больших оборотных средств. РАТМ в этом году вложила в "Алттрак" уже 300 млн. руб. на закупку сырья и материалов для выпуска серийной продукции, но наладить производство Т-250 самостоятельно не получается, хотя желание есть. "Сложное финансовое положение, как правило, зашоривает руководителей, отбивает охоту к развитию. У них не отбило, - комментирует ситуацию Виталий Ряполов, начальник Управления по промышленности и энергетике администрации края. - Они пошли на разработку переходных моделей, в которых реализуются отдельные технические решения Т-250 по ходовой части, по кабине, по двигателю. Так появились Т-402, Т-404, Т-408. Последняя модель по некоторым характеристикам уже переплюнула Т-250, правда, пока имеется в одном экземпляре".

С прошлого лета на "Алттраке" взялись за Т-250. "У нас есть серьезный бизнес-план, который мы разработали с консалтинговой компанией, - говорит представитель РАТМ Сергей Скулкин. - Мы ознакомили с этими расчетами и краевые власти, и чиновников из правительства. Мы готовы сказать, сколько потребуется денег, какое необходимо оборудование, уже есть производственные планировки".

Амбициозные планы АМЗ

Интересно, что на Алтайском моторном заводе тоже есть бизнес-план по созданию трактора. Только колесного, занимающего нишу между тракторами "Беларусь" и "Кировец". В России такие машины тоже не делают, а покупать их на Украине или еще дальше дороговато. Поэтому бывший директор АМЗ Геннадий Таруленков решил рискнуть. Вместо конвейерной сборки двигателей он организовал стендовую, а освободившийся цех стал готовить под производство тракторов. Работа над новым колесником продолжается с прошлой осени, и по оптимистическим прогнозам, чертежи должны быть готовы в мае. Дойдет ли дело до опытной модели, сказать трудно. Новое руководство "Агомашхолдинга", в который входит АМЗ, заняло выжидательную позицию. Оно пока не приняло решение в отношении этого проекта, а сосредоточилось на производстве серийной продукции. В то же время исполняющий обязанности гендиректора АМЗ Николай Антипов говорит, что у предприятия есть и амбициозные планы. Алтайские моторостроители сейчас заняты разработкой двигателей Д-3060 мощностью 450 л. с. и надеются получить господдержку на завершение опытно-конструкторских работ и внедрение этих дизелей в серийное производство.

В настоящий момент для администрации края важно поддержать и АМЗ, и "Алттрак", потому что эти предприятия являются ключевыми в сельхозмашиностроении края. "Алттрак. - это точка роста, - уверен Виталий Ряполов. - Если завод будет производить востребованную технику, то даст импульс к развитию около 20 крупных и средних предприятий края. Мы не должны упустить шанс, когда правительство готово нам в этом помочь".

Михаил Фрадков решил посетить житницу России под впечатлением от выступления алтайского губернатора Александра Карлина на заседании правительства. В тот день, 9 марта, министры обсуждали плачевное состояние сельского хозяйства, точнее - его обеспеченность тракторами, комбайнами и прочей техникой. Тема нынче весьма актуальная. И потому, что вписывается в один из предложенных президентом страны национальных проектов, и потому, что в Москве уже начинают понимать: страна теряет национальную продовольственную безопасность .

Из доклада, который озвучил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, выходило, что российским аграриям техники не хватает, да и та, что еще "бегает" по полям и фермам, изношена до безобразия.

Невзирая на бедность крестьяне все же приобретают тракторы, но в основном импортные, по большей части подержанные или белорусские. Высокую долю импорта в структуре российского рынка Христенко объяснил прежде всего отсутствием некоторых моделей тракторов российского производства. Однако министр заявил, что при создании отечественным сельхозмашиностроителям благоприятных рыночных условий отрасль в состоянии стать конкурентоспособной и помочь селянам технически перевооружиться.

В качестве первого блока задач он назвал меры, направленные на обновление модельного ряда, в частности, предложил разработать ведомственные целевые программы по созданию нового гусеничного трактора класса 5.0, дизельных двигателей до 240 л. с. и двигателей внутреннего сгорания, использующих альтернативные виды топлива. При этом государство должно взять на себя затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Министр также намекнул, что надо бы обеспечить льготное кредитование бизнесу для организации массового производства новой техники.

Естественно, после таких речей Александр Карлин не мог промолчать о том, что алтайские машиностроители уже во многом решили задачи правительства. На Алтайском моторном заводе (АМЗ) осваивают современные двигатели мощностью до 450 л. с. и конструируют большой колесный трактор; на Алтайском заводе прецизионных изделий выпускают топливную аппаратуру мирового и выше уровня, в том числе работающую на рапсовом масле; на "Алттраке" уже больше десяти лет как готов гусеничный трактор того самого пятого класса (Т-250), но у завода нет средств на его серийное производство.

Подпись под фото: Премьеру Михаилу Фрадкову покажут не только этот трактор Т-250, но и другую перспективную продукцию предприятий сельхозмашиностроения края: сеялки точного высева, плуги, орудия для предпосевной обработки. Большую часть техники специально привезут из Рубцовска и разместят во дворе Алтайского завода прецизионных изделий.

Плюсы и минусы трактора Т-250

Плюсы

На основании испытаний, проходивших с 1990 по 1992 годы на Поспелихинской государственной машиноиспытательной станции (МИС) были сделаны следующие выводы.

1. Трактор Т-250 вписывается в технологический комплекс работ в зоне действия МИС с агрегатированием сельхозорудий класса 5 тонно-сил.

2. Трактор Т-250 в сравнении с трактором Т-4А обеспечивает увеличение производительности на основных видах работ в среднем на 71% с уменьшением гектарного расхода топлива в среднем на 10,9%.

3. Трактор легко управляемый, обладает достаточной плавностью хода.

4. С внедрением трактора Т-250 взамен Т-4А в модельном хозяйстве парк техники уменьшится на 129 единиц, годовая экономия труда составит 15271,8 человекочасов.

5. Использование Т-250 вместо Т-4А в зоне действия МИС экономически целесообразно

Рекомендации МИС: Т-250 поставить на производство с устранением отмеченных недостатков.

Валерий Шубин говорит, что при создании Т-250 не использовались зарубежные аналоги. Но когда трактор был создан, его сравнили с американским "Челленджером", в котором используется гладкая резиновая гусеница. Российская машина превзошла американскую по производительности и плавности хода.

В Интернете можно найти много положительной информации о Т-250: "Низкое удельное давление на почву исключает ее повышенное уплотнение, уменьшает повреждаемость плодородного слоя. Высокие тягово-сцепные свойства, позволяющие работать на переувлажненных почвах, обеспечивают ранний выход на поля и выполнение сельскохозяйственных работ в оптимальные агротехнические сроки. Трактор агрегатируется со шлейфом из 87 сельскохозяйственных машин, 55 из них заимствованы от тракторов К-700.

Индивидуальная торсионная подвеска опорных катков и гусеница с резинометаллическим шарниром обеспечивает высокую плавность хода, проходимость, тяговый КПД и пониженный уровень шума. Механическая диапазонная коробка передач с переключением на ходу обеспечивает высокую производительность трактора. Задний мост способен отработать полный ресурс трактора без регулировки и замен. Одноместная, центрально расположенная кабина термошумоизолирована, снабжена системой нормализации микроклимата, обеспечивает безопасные и комфортные условия труда. Пневматическая система обеспечивает работу тормозов прицепа, накачку шин сельхозмашин, техническое обслуживание узлов.

Минусы

Испытания на Поспелихинской МИС выявили конструкционные недостатки: коэффициент готовности 0,95 при требуемом 0,98. Имеются отдельные несоответствия нормативной документации по безопасности и эргономичности конструкции трактора (33 несоответствия по 21 пункту) и некоторым пунктам технического задания, существенно не снижающие потребительские качества трактора.

Валерий Шубин также отмечает некоторые недостатки, которые не смогли устранить создатели Т-250: "Центр тяжести трактора расположен так, что не позволял работать с навесными орудиями: трактор "вставал на дыбы". В то время на гусеничные тракторы не вешали противовесы, поэтому сместили центр тяжести, сдвинув вперед трансмиссию, из-за этого пострадала конструкция: мои планетарные бортовые редукторы пришлось заменить на рядные ступенчатые. Это был шаг назад.

Далее. Тяговое усилие у Т-250 на самом деле не пять, а почти десять тонно-сил.

То есть он тянет вдвое сильнее, чем К-700. И если не снабдить трактор ограничителем крутящего момента, то при наезде на препятствие он порвет либо свою трансмиссию, либо сцепку на орудии.

Сейчас не последнюю роль в тракторостроении играет дизайн. В некоторых странах он даже определяет спрос. У Т-250 дизайн довольно примитивный, восьмидесятых годов; условия труда, шумность в кабине уже не отвечают современным требованиям.

Трактор снабжен коробкой с переключением передач на ходу, а во всем мире переходят на автоматические, появилось электрогидравлическое управление навеской, о котором мы даже не догадывались, создавая Т-250".

Шубин считает, что трактор Т-250 морально устарел и потребуются значительные усилия конструкторов для доводки его до мирового уровня.

"Конечно, надо совершенствовать дизайн трактора, электронику, двигатель обновлять, - соглашается первый заместитель гендиректора "Алттрак" Сергей Скулкин. - Однако затрат потребуется меньше, чем создавать трактор заново. Возможно, кто-то хотел бы все начать с нуля, еще разок попроектировать, попользоваться государственными деньгами. В итоге, как выразился на одном совещании директор НАТИ, сделают тот же трактор Т-250, потому что других научных сил в России нет".

Директор Поспелихинской МИС Сергей Гилев, который испытывал Т-250, солидарен со Скулкиным. Он говорит, что любые недостатки можно устранить и под эту задачу надо просить у правительства деньги. В результате можно и "Алттрак" как следует "раскрутить", и крестьян снабдить тракторами.

Бизнес-план по выпуску Т-250

Инвестиции в проект: около 1,6 млрд. руб.

Объем производства: 2 тыс. штук в год.

Численность персонала, задействованного в производстве: 4,5 тыс. человек.

Чистый дисконтированный доход в бюджеты всех уровней: 1,2 млрд. руб. за первые пять лет.

Срок реализации проекта до выхода на плановый объем производства: пять лет.

Предполагаемая цена трактора: 3,5 млн. руб.

Сколько могут дать денег и на каких условиях

По нашим сведениям, администрация края подготовила инвестиционный проект, предусматривающий выделение средств из инвестиционного фонда страны в размере 1,1 млрд. руб. в течение трех лет. Предполагается в 2006 году на безвозвратной основе получить на завершение опытно-конструкторских работ по трактору Т-250 и семейству двигателей Д-3060 соответственно 80 млн. руб.; на работы по созданию альтернативных видов топлива - 100 млн. руб. На возвратной основе может достаться в этом году 350 млн. руб. "Алттраку" для освоения производства трактора Т-250 и 150 млн. руб. - АМЗ на выпуск двигателей.

Востребованность

Как мы сказали, бизнес-план предусматривает производство 2 тыс. тракторов в год. Такое количество мощных тракторов вполне может переварить рынок России и Узбекистана. Только Алтайскому краю требуется в год около 300 гусеничных машин пятого класса для того, чтобы тягать посевные комплексы.

Но стоимость Т-250 даже в ценах полугодовой давности составляет 3,5 млн. руб. Согласимся, такая сумма по карману не всякому хозяйству. "Наши крестьяне не в состоянии его купить, - полагает Виталий Ряполов. - Поэтому нужно разработать схему, которая бы давала такую возможность". Александр Шмаков, заместитель начальника главного управления сельского хозяйства администрации края, считает, такая схема уже есть. Она заложена в краевой программе технического перевооружения сельского хозяйства на 2006-2010 гг. и предусматривает компенсацию сельхозпредприятиям из регионального бюджета до 40% от стоимости приобретаемых машин.

К тому же Александр Сергеевич уверен, что жесткая конкуренция на рынке сельхозмашин не даст производителям Т-250 слишком разгуляться в цене.

Как все начиналось

Проектирование Т-250 началось в 1980 году. Валерий Шубин, который в то время работал конструктором на "Алтайском тракторном заводе" (ныне "Алттрак") и участвовал в создании этой модели, вспоминает, что чертежи трансмиссии создавались в Москве, в Научном автотракторном институте (НАТИ), а в Рубцовске и Барнауле придумывали остальные узлы около 300 конструкторов. Когда собрали первые 10 образцов Т-250, то их испытания выявили серьезные недостатки, по всем системам были крупные отказы. После коренной модернизации были сделаны второе и третье поколение тракторов. Они прошли государственные испытания в Алтайском крае, Одесской, Ростовской областях, в Казахстане. По словам Валерия Анатольевича, создавая четвертое поколение Т-250, конструкторы пошли на упрощение конструкции, так как у рубцовских машиностроителей возникли проблемы с изготовлением.

Состояние машинно-тракторного парка в России

По данным Россельхозакадемии, в последние годы обеспеченность посевных работ исправными тракторами в России снизилась до пяти-шести машин на 1000 га пашни, что составляет примерно 65% от норматива. Срок службы двух третей парка техники превышает 20 лет.

Ситуация в АПК Алтайского края хуже среднероссийской. Обеспеченность хозяйств основными видами сельхозтехники составляет 45-42% от нормативной потребности. С учетом того, что 80% сельхозмашин выработали свой ресурс, фактическая обеспеченность техникой составляет 20-27%. Согласно анализу Управления гостехнадзора администрации края, ежегодно в течение последних 12 лет численность машинно-тракторного парка за счет разницы между поступлением и списанием техники уменьшалось на 1-2 тысячи тракторов. Это привело к дефициту тракторов в количестве 23 тыс. штук.

Евгений ШУМИЛОВ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость