Экономика

Один в поле не воин

Полтора года назад в первом номере "Вашего дела" мы рассказали о том, как живут и работают в Косихинском районе фермеры Николай Волков и Сергей Ломакин. С тех пор тему развития фермерства на Алтае мы больше, к сожалению, не поднимали. Чувствуя недостаток информации для сельских предпринимателей, мы предлагаем беседу с исполнительным директором Союза фермерских хозяйств Алтайского края Александром ВАЙСОМ.

- Александр Александрович, нынешний год для алтайских фермеров протекает сложно?

- Конечно, он не такой благополучный с точки зрения урожая зерновых, как предыдущий. В 2002 году был достаточно высокий урожай на Алтае, и если возникали позже какие-то недовольства у фермеров, то только из-за невысокой рыночной цены зерна. Я думаю, что все эти разговоры о небывалом в российской истории урожае 2002 года сыграли отрицательную роль. Из-за всей шумихи цена на зерно зачастую снижалась до уровня себестоимости продукции. Иногда фермерам приходилось рассчитываться с кредиторами себе в убыток. На самом деле, по моему убеждению, прошлогодний урожай зерновых на Алтае был не таким уж и рекордным, как это выглядело на бумаге.

- Вы хотите сказать, что Алтай в прошлом году не собрал 5 млн. тонн зерна?

- Я думаю, присутствовало искусственное завышение показателей уборочной кампании. Это была погоня за рекордными цифрами! Я не знаю, кому это было выгодно, но наших селян буквально до последнего дня вытягивали на эти 5 млн. тонн. Может быть, это делалось для того, чтобы Алтайский край громко прозвучал на федеральном уровне. Да, мы попали в число ведущих сельскохозяйственных регионов страны наряду с Краснодарским краем, Ставропольем и Татарстаном. А дальше что? Никому ведь орденов на грудь за уборочные рекорды не повесили. Погоня за высокими статистическими показателями отрицательно отразилась на рыночных ценах и на доходах производителей сельскохозяйственной продукции.

- Тогда сколько зерна, по вашим оценкам, собрали алтайские фермеры прошлой осенью?

- Фермеры края дали 760 тысяч тонн зерна после доработки. Я уверен, что это не совсем реальные цифры. Примерная настоящая доля фермеров в алтайском каравае составила 1 млн. тонн.

Прогнозы урожая на этот год тоже весьма противоречивые. Часто приходится слышать, что на Алтае планируют собрать около 4 млн. тонн зерна. Я возьму на себя смелость не согласиться с такой оценкой. Сегодня многие районы степной зоны сетуют на непогоду и засуху. Урожайность будет ниже уровня 4 млн. тонн. Хорошо, если будут нормальные погодные условия и соберем 3,5 млн. тонн зерна.

- Какие факторы мешают сегодня фермерам собрать хороший урожай, помимо пресловутой непогоды?

- В первую очередь, фермерам не хватает земли. Мы готовы взять еще примерно 100 тысяч гектаров. Тем более, что в районах края есть много пустующей или не эффективно используемой земли. Но из-за юридических коллизий получить ее в собственность или аренду очень сложно. Есть еще у фермеров проблема дефицита кредитных ресурсов, не всегда нас устраивают условия покупки техники по лизингу. Но самая главная проблема все-таки - получение земли в собственность. Мы не можем ее приобрести, не можем заложить в банке под кредит, нет реальных методов оценки земли.

- Александр Александрович, что происходит с фермерским движением на Алтае? Растет ли у нас количество фермеров?

- Нет, наоборот, сокращается. Если в прошлом году в крае насчитывалось 5883 фермерских хозяйства, то по данным на 1 января 2003 года, их осталось 5362.

- Вас это огорчает?

- Не очень. Сокращение численности объясняется просто. Во время кампании по перерегистрации юридических лиц многие фермеры организовали СПК (сельскохозяйственные производственные кооперативы) или ООО (общества с ограниченной ответственностью). Хотя на самом деле смена была всего лишь формальностью. Дело в том, что раньше нигде не было четкого юридического определения статуса "фермерского хозяйства", что создавало большие трудности в отношениях с банками. Поэтому многие фермеры организовали ООО или СПК, хотя на деле и по духу остались такими же фермерами. Есть, правда, проблема, что теперь достижения фермеров будут отнесены статистикой в пользу коллективных хозяйств. Но это не так страшно. Главное - чтобы дело не пострадало.

- Не секрет, что алтайским фермерам для развития своего хозяства чаще всего не хватает кредитных ресурсов. Эту проблему могла бы решить кредитная кооперация. Как она развивается на Алтае?

- Кредитные кооперативы или, как их еще называют, "кассы взаимопомощи" создавать несомненно нужно. Пользу они принесут каждому участнику кооператива, ведь не во всех районах края есть в настоящее время отделения банков. В крае сегодня действуют семь кредитных союзов. Их суммарные активы составляют чуть более 2,5 млн. рублей. Хотя опыт других регионов страны показывает, что у кредитной кооперации большое будущее. В Волгоградской области в кассы взаимопомощи собрали примерно 120 млн. рублей, в Томской области - 25 млн. рублей. Согласитесь, что не каждый банк может похвастать такими инвестициями в развитие сельского хозяйства.

Но я бы хотел обратить внимание, что через систему кредитной кооперации можно оказывать государственную поддержку сельского хозяйства. Фермеры могут гарантировать государству прозрачность, эффективность использования и возвратность кредитных ресурсов. В Алтайском крае на господдержку села ежегодно выделяется порядка 100 млн. рублей, но фермерским хозяйствам от этой суммы идет только 1%.

- Почему к фермерству сложилось такое отношение?

- Трудно сказать. Статистика показывает, что в крае 62% сельскохозяйственной продукции производят владельцы личных подворных хозяйств и фермеры. Оставшиеся 38% - коллективные хозяйства. Однако бюджетное финансирование фермерства ведется по остаточному принципу. Можно сказать, что фермерство на Алтае развивается самостоятельно.

- Существует ли какая-то краевая программа поддержки фермерских хозяйств?

- Предыдущая программа завершила свое действие в 2001 году. Сейчас мы подготовили новый документ, который рассчитан на период с 2004 по 2008 годы. Я лично занимался подготовкой новой программы. Но ее согласования в различных инстанциях идет пока очень тяжело. Я надеюсь, что в октябре мы вынесем документ на обсуждение депутатов краевого совета. Нам необходимо утвердить программу до момента принятия краевого бюджета на следующий год. Иначе ее финансирование будет под большим вопросом.

- Вы могли бы назвать основные разделы этой программе?

- В первую очередь, мы указываем на необходимость развития кредитной кооперации.

- Говорят, вы выступаете за создание в каждом районе Алтайского края отделения фермерского самоуправления. Удалось реализовать эту идею?

- До 1995 года Алтайский союз фермерских хозяйств объединял фермерские ассоциации со всех районах. Но затем в силу экономических причин их количество начало сокращаться. Сегодня наши представительства работают в 23 районах края, их число постепенно увеличивается. Мы вновь приходим к пониманию, что вместе можно решить больше вопросов, чем по одиночке. В нашем крае не зарегистрировано фермеров только в одном Немецком национальном районе. А в некоторых районах доля сельхозугодий фермерских хозяйств превышает 50%. Достаточно много успешных фермеров в Хабарском, Ключевском, Шипуновском, Алейском и других районах. Я думаю, в ближайшие годы жизнь фермерства на Алтае наладится.

Сколько будет стоить зерно

По мнению главы администрации Алтайского края Александра Сурикова, "неурожай хлеба в южных регионах страны вряд ли сильно скажется на цене зерна в Алтайском крае". Как пояснил губернатор на пресс-конференции, на Кубани получено менее половины от прошлогоднего урожая. Сложная ситуация в других регионах страны и даже на Украине.

В августе краевая администрация установила цены на зерно в размере 2640 рублей за тонну. С учетом доставки продукции на элеватор эта цифра достигнет в среднем 3000 рублей за тонну. Фактически, считает, Александр Суриков, небольшой резерв для повышения еще есть. Однако, перепрыгнуть выше мировых цен не удастся. В противном случае в страну хлынет импортная продукция. К тому же себестоимость мягкой пшеницы в хозяйствах края составляет 1300 рублей за тонну. И стопроцентная рентабельность - это вполне достаточный показатель для нормальной работы.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость