Завод от «ГАЗа» к госкорпорации
«Барнаултрансмаш», один из старейших барнаульских заводов, как минимум с 2009 года принадлежал «Группе «ГАЗ» бизнесмена Олега Дерипаски. Но в 2020 году структура собственности стала меняться.
Так, в совете директоров "Барнаултрансмаша" появились представители «Курганмашзавода», входящего в Ростех (через НПО «Высокоточные комплексы») и «Объединенной машиностроительной группы» (ОМГ), выкупившей активы Дерипаски.
Но часть были избраны все же от ООО «Военно-промышленная компания», бенефициаром которой, по данным «Интерфакса», являлся на тот момент Дерипаска. Так или иначе - состав совета директоров, как правило, отражает структуру акционерного капитала.
А вот к «Конструкторскому бюро приборостроения имени академика Шипунова», «дочке» все того же НПО «Высокоточные комплексы», акции «Барнаултрансмаша» перешли 8 августа 2022 года, сообщается в документах о выкупе акций.
По данным на 9 сентября, «КБП» принадлежало 2 266 112 обыкновенных акций «Барнаултрансмаша» (84,33%) и 245 153 – привилегированных (33,63%). В целом это - 73,51% уставного капитала.
Правда, неясно, был ли 8 августа приобретен весь пакет в 2,5 млн акций или небольшой пакет «Конструкторское бюро» приобрело раньше.
Операция по скупке
Уже в сентябре «КБП» направил в совет директоров обязательное предложение о приобретении акций – собственник более 30% акций обязан предложить остальным акционерам продать ему акции после того, как его пакет превысит этот уровень, в соответствии со статьей 84.2 закона «Об акционерных обществах».
И 5 октября это предложение поступило в совет директоров «Барнаултрансмаша». В нем «КБП» сообщило о намерениях приобрести 420 928 обыкновенных акций «Барнаултрансмаша» и 483 907 привилегированных.
Цену выкупа определила независимая оценочная компания из Краснодара «Рутения», и она составила 752,61 рублей за акцию, что в 7,5 раз больше ее номинала (100 рублей).
Как указано в самом предложении о выкупе, именно по этой цене «Конструкторское бюро» приобрело акции «Барнаултрансмаша».
Рекомендовано принять предложение
Совет директоров «Трансмаша» предложение рассмотрел. И пришел к выводу: оно не нарушает требований законодательства. В итоге он рекомендовал акционерам принять его - то есть продать акции.
Как объяснили члены совета директоров, после завершения скупки количество акций в свободном обращении может существенно сократиться.
И "это может привести к существенному изменению ликвидности и рыночной стоимости акций АО «Барнаултрансмаш»" (цитируем по документу "Рекомендации совета директоров акционерного общества Холдинговая компания "Барнаултрансмаш"".
При этом совет директоров обратил внимание и на то, что обязательное предложение от «КБП» порождает только право акционеров «Барнаултрансмаша» продать акции. Но не обязанность.
Предложение действует до 26 декабря, и чтобы им воспользоваться, надо заполнить ряд документов, опубликованных на сайте завода и на портале раскрытия корпоративной информации, и направить их по указанному там же адресу.
Большие задачи
О планах «Конструкторского бюро приборостроения» относительно «Барнаултрансмаша» и его сотрудников в предложении о приобретении акций не сообщается, написал совет директоров в своих рекомендациях.
Между тем, сам завод в этом году уже не раз сообщал о больших перспективах. Так, журналисты краевого телеканала «Катунь 24» рассказали со ссылкой на руководство "Барнаултрансмаша", что Минобороны России вдвое увеличило ему госзаказ.
А в юбилейном видеоролике, посвященном 80-летию завода и размещенном на страничке предприятия в соцсети «ВКонтакте», его представитель говорит о планах еще более серьезных.
«Перед нами поставлены очень серьезные задачи, связанные с увеличением объема производства в 2,5-3 раза», - сказал Дмитрий Пенкин, директор «Барнаултрансмаша» по оптимизации производства.
В последнем номере заводской газеты руководство напоминает, как важно выполнить все планы по производству двигателей: "В условиях сегодняшних реалий они востребованы не меньше, чем в годы Великой Отечественной войны".
Методом последовательных приближений
И, видимо, для решения новых масштабных задач на "Барнаултрансмаше" предпринимаются усилия по улучшению управления. Так, с начала года здесь уже трижды меняли генерального директора.
В январе завод возглавил Александр Александров. В июне его сменил Виктор Колокольцев.
А с 26 августа (по данным ЕГРЮЛ – с 2 сентября) гендиректором назначили Виктора Силивакина, уже возглавлявшего «Барнаултрансмаш» в 2013-2018 годах. Колокольцев с этой же даты занял пост заместителя гендиректора по производству, рассказала заводская газета «За Родину».
Но, судя по документам, совершенствование системы управления продолжается. 31 октября на заводе должно было пройти заочное внеочередное общее собрание акционеров, указано на портале раскрытия корпоративной информации.
В повестке дня значилась передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации «Курганский машиностроительный завод» с 1 ноября и на три года. Согласно информации годовых отчетов прошлых лет, эти полномочия на "Барнаултрансмаше" исполнял генеральный директор.
Кроме этого, акционерам предложили утвердить устав «Барнаултрансмаша» в новой редакции и переизбрать совет директоров. Но результаты этого собрания пока не опубликованы. Согласно ЕГРЮЛ гендиректором по-прежнему является Виктор Силивакин.
10 фактов о «Барнаултрансмаше»
- Создан в Барнауле на базе эвакуированных Харьковского и Сталинградского тракторных заводов, Кировского и Ленинградского дизельных заводов.
- Первый дизельный двигатель собран и испытан 6 ноября 1942 года, в 2022 году завод отметил 80 лет.
- Первый директор завода – Дмитрий Иосифович Толмачев. Второй – Николай Григорьевич Чудненко, чьим именем названа улица в Барнауле.
- Каждый пятый танк СССР во время войны имел двигатель «Трансмаша».
- По данным Союза промышленников, поставляет продукцию для нужд обороны: Главному автобронетанковому управлению, инженерным войскам и ПВО, морякам и пограничникам.
- Две трети бронетанковой техники российской армии оснащена двигателями завода "Барнаултрансмаш".
- Выпускает гражданскую продукцию и запчасти к ней: промышленные, тепловозные, стационарные судовые дизели и дизельгенераторные установки разных модификаций.
- Ведет глубокое техническое обновление станочного парка: в 2021 году объем инвестиций составил 122,9 млн рублей, указывает годовой отчет за 2021 год.
- По итогам 2021 года занял 34-е место в топ-100 крупнейших плательщиков налогов и страховых взносов Алтайского края.
- Входит в число системообразующих организаций Алтайского края.
Самое важное - в нашем Telegram-канале