— Сергей Витальевич, расскажите, реализовались ли планы вашего предприятия по расширению производства? В августе "Продвижение" искало участок для этого.
— Планы остаются в силе, но подходящего участка пока не нашли. Планы связаны не столько с расширением, сколько с упорядочением.
Когда мы купили нынешнее здание, объем производства у нас был меньше, и его организация была другой. Теперь мы собираемся найти участок площадью не менее 1,5 га, чтобы оптимизировать производственный процесс и сделать его поточным: хотим расположить производство последовательно — участок за участком. Пока нам предлагали либо выселки с проблемными коммуникациями, либо слишком высокую цену. Или же землю с готовыми постройками, на снос которых нужны большие деньги. Кому нужны лишние затраты? Вот на пересечении Ленина и Партизанской стоит "расколотое" здание, но что-то желающих его снести за предлагаемую сумму на тендере не находится.
Участок может быть пустым, у нас есть опыт строительства с нуля. Но там должна быть вода, электричество, газ. Когда мы столкнулись с электрификацией на нашем нынешнем участке, то вначале были запитаны от наших соседей. И только последние семь лет у нас своя подстанция. Чтобы ее поставить, мы обивали пороги всяческих инстанций три года. Все, что связано с естественными монополиями (газоснабжающие организации, "Барнаульский водоканал" и т. д.), у нас всегда медленно, тяжело и дорого. Это одна из проблем развития бизнеса во всей стране.
— Если найдете участок, планируете нарастить объем выпуска продукции?
— Не могу сказать, что мы хотим увеличить объем продаж: местный рынок имеет определенные ограничения, тем более в нынешних сложных экономических условиях. Но планируем расти за пределами Алтайского края. Сегодня мы работаем по всему СФО и в Казахстане.
— Как сегодня соотносятся в вашей работе городская реклама и оформление АЗС?
— Примерно 50 на 50.
— В 2012–2013 годах компания оформляла в среднем по 25 заправок "Газпромнефти". Также вы сотрудничали с "Роснефтью". Как теперь обстоят дела с такими заказами?
— "Роснефть" и "Газпром" в прошедшем году заказывали гораздо меньше. Так что в основном работали с сетью "Лукойл" и небольшими региональными заправочными сетями (новосибирская сеть "Гранд", "Байкал" и другие). Их активность связана с тем, что федеральные сети задают тренд: они высоко подняли планку по оформлению и обслуживанию станций. В автозаправочной отрасли вырос уровень конкуренции.
— Собираетесь выйти со своими услугами за пределы Сибири?
— У нас уже есть опыт поставки продукции за Урал. Но в данном случае вопрос доставки делает наше предложение менее привлекательным по цене, что осложняет процесс развития в этом направлении. Тем более теперь, когда заработала система "Платон". Так что наша задача — расширить свое влияние в регионах присутствия. Посмотрим, насколько это будет возможно, учитывая, что в кризис компании урезают свои бюджеты — в том числе рекламные.
— Каковы в таком случае перспективы развития компании на этот год?
— Сейчас начинаем предлагать услуги вне рекламного производства. Наш нынешний парк оборудования позволяет оказывать услуги предприятиям из смежных сфер, в основном по листовой обработке металлов (рубке, гибке, высечке и т. д.). Эти услуги ориентированы на компании, работающие в сфере отделки фасадов. Также недавно начали предлагать такую услугу, как ультрафиолетовая печать изображений на твердых материалах — на стекле, керамике, пластике и других. Для этого в прошлом году приобрели специальный станок фирмы Mimaki. В городе есть подобное оборудование, но, в отличие от других, мы остановили свой выбор на проверенном японском бренде. Ультрафиолетовая печать может быть интересна стекольщикам, мебельщикам, специалистам по отделочным работам. При этом партию плитки для ванной или кухонный "фартук" у нас может заказать и частное лицо.
По кризису — новым станком
— Насколько ваше производство зависит от импортных товаров и, соответственно, от колебаний курсов валют?
— В 90-е годы было хуже: тогда невозможно было составить прайсы, потому что цены менялись по нескольку раз за день. Сейчас тоже непросто по этой же причине, конечно. Можно заказать товар по одному курсу, а платить придется уже по другому. Львиная доля материалов, с которыми мы работаем, импортные. Даже российские материалы привязаны к курсу валют. Например, из-за роста доллара выросли цены на алюминий. Это российский, но при этом биржевой материал. Какие-то материалы для производства рекламы заменяем на отечественные: это может быть светотехника, пластик. Но, например, виниловые пленки нужного качества российские производители не делают, так же как и некоторые виды оргстекла и пластика.
— С чем связан недостаток импортозамещения в вашей сфере?
— Пока тема импортозамещения у нас в стране в основном связана с продуктами питания. А разве не нужно нам развивать собственное машиностроение, станкостроение? Пока правительство не уделяло должного внимания развитию производства. В России в него невыгодно вкладывать деньги, потому его и нет. Эта тенденция сохраняется.
— Как вы в таком случае оцениваете конкурентную среду? Считаете ли свою компанию лидером на рынке?
— Это должны определять не мы, а наши клиенты. По количеству заказов, думаю, мы в числе лидеров. Мы, в отличие от многих наших конкурентов, делаем ставку на высокопрофессиональное промышленное оборудование. У нас оно японское, американское и итальянское. В отличие от китайского оно более производительное и требует меньше затрат на ремонт. Мы не будем экономить на качестве даже в кризис. В прошлом году в модернизацию производства мы вложили около 10 млн рублей, один новый станок Mimaki обошелся в 5 млн. Мы считаем, что в кризис качественный продукт будет даже более востребован, чем обычно.
— Но он же станет в два раза дороже.
— Во-первых, не обязательно в два раза. Во-вторых, у любого продукта есть определенный "период жизни", который он должен эффективно отработать. Например, решила фирма сделать световую вывеску. Объявила тендер. Выиграла компания с самой низкой ценой, поставила дешевые комплектующие. Заказчик хотел, чтобы вывеска работала два-три года. А у нее вскоре отвалилась пленка, перегорела светотехника, и через полгода начались ремонты. А их стоимость через год сравняется с тем, что клиент "выгадал" на экономии.
— То есть вы не делаете скидок, чтобы удержать клиентов в период кризиса?
— Торгуемся, конечно, но до определенного уровня. Чтобы можно было быть спокойными за качество изделия. Ходит миф, что "Продвижение" — большая компания с большими накладными расходами, и потому у нее дорого. Так могут сказать люди, далекие от экономики. Понятно, что в нашем случае издержки закладываются не в один заказ, а размываются на большое их количество.
"Некрасиво — это дело вкуса"
— В 2012 году у руководства компании были планы по развитию таких направлений, как производство композитных материалов, создание участка микроэлектроники, изготовление информационных видеомониторов. Компания продвинулась в этих планах с тех пор?
— Что касается производства композитных материалов, то это по-прежнему в планах — тут пока не продвинулись. А участок микроэлектроники у нас есть. Там мы производим ценовые табло и электронные часы. Электронные табло сегодня используют многие компании, а некоторые из них даже слишком широко. Зачем заменять красивую вывеску на прямоугольник, где бегают буквы? Мне кажется, это не всегда красиво и целесообразно.
— Какой, с вашей точки зрения, должна быть красивая наружная реклама в городе?
— В первую очередь чистой, аккуратной и исправной. На исторических зданиях не должны висеть какие-то грязные растяжки. Но и приводить все к унифицированному виду, в черно-белых красках и с одинаковым шрифтом, тоже нельзя. Тогда потеряется весь смысл рекламы, которая должна привлекать внимание. Это вряд ли порадует предпринимателей.
— В Европе предприниматели прекрасно живут с единообразными вывесками. А горожане довольны тем, что кричащие буквы не портят фасады.
— Бесспорно, нужен компромисс. В этом деле важно регулярно обслуживать рекламные конструкции, чтобы они имели опрятный вид, — у нас это происходит от случая к случаю. Структуры, которая контролирует рынок, по-прежнему нет. Все взвалили на комитет по архитектуре, где сидит пара человек, и они как-то должны за всем следить и выдавать разрешения. Их тоже можно понять.
— Если вам закажут некрасивую вывеску, вы ее сделаете?
— Некрасиво — это дело вкуса. Субъективное понятие. Если созданием будут заниматься профессиональные дизайнеры, то некрасивых вывесок не будет.
— Да, но если речь идет о гигантской вывеске на красивый, может, исторический дом?
— Можно и гигантскую вывеску органично вписать в архитектуру здания, а маленькой "залепухой" испортить весь вид.
Специальный вопрос
— Что вы планируете делать на месте руководителя не так, как Алексей Холоднов?
— Мы с Алексеем Витальевичем в этой компании работали вместе с первого дня. День рождения компании — это тот день, когда я как первый сотрудник-монтажник в нее пришел. То есть рекламная группа "Продвижение" всегда была нашим совместным проектом. Нельзя сказать, что раньше я в процессе не участвовал или что-то делалось вразрез с моим мнением. Поэтому глобальных перестановок и реформ не будет: мы продолжим развиваться в ранее намеченных направлениях.
О чем еще рассказал собеседник
О помощи производствам
— Государство могло бы помочь производствам, прежде всего не мешая. Также оно могло бы помогать договариваться с естественными монополиями об ограничении роста тарифов (электроэнергия, газ и т. д.). Учитывая наши нынешние задачи, нам можно было бы помочь так: взять большой участок земли, подвести коммуникации, поделить между несколькими промышленными предприятиями — сделать технопарк. Это было бы удобно. В Новоалтайске есть похожая территория, где работают логистические центры торговых сетей. А для производственников ничего такого я не видел.
О Союзе рекламистов
— Из союза мы не выходим. Объединение компаний в рекламной отрасли необходимо хотя бы в нынешнем формате. Я считаю, у союза есть потенциал в построении диалога с властью. Мы всегда боролись за прозрачные правила игры. Чтобы было ясно, чего хочет администрация города и края и как мы в эти рамки должны вписаться. И судьба согласования вывески не зависела от настроения одного специалиста. Пока правила не вполне понятны, и городская администрация практикует скорее не диалог, а констатацию факта.
Досье
Поклонник гор
После окончания вуза пять лет работал по специальности на заводе "Барнаултрансмаш". В 1995 году пришел в компанию "Продвижение".
В свободное время читает, ходит в спортзал, любит отдыхать в Горном Алтае. Женат, есть двое детей.
Факт
Цена контракта "Продвижения" с компанией "Газпромнефть" в 2012 году составила более 60 млн рублей.
Самое важное - в нашем Telegram-канале