Экономика

«Плата за вход на полки - не наше ноу-хау»

В конце прошлого года крупные и средние алтайские розничные сети объединились в «Алтайскую торговую ассоциацию», которая юридически была зарегистрирована в январе. Ее создание вызвало широкий резонанс. Дело в том, что краевая администрация высказывалась в пользу идеи создать ассоциацию и раньше, поскольку алтайские товары не всегда должным образом представлены в розничных магазинах. Отсюда сложилось мнение, что ассоциация создана для того, чтобы урегулировать отношения сетевиков не только с производителями, но и властью. Насколько это соответствует действительности, «ВД» рассказал председатель совета директоров ассоциации, генеральный директор холдинговой компании «Мир» Сергей ШУБЕНКО.

В ассоциации - 19 компаний

- Сергей Константинович, первый вопрос - самый простой. Для чего все-таки была создана «Алтайская торговая ассоциация»?

- В первую очередь для защиты своих интересов, консолидации наших предприятий по развитию розничной инфраструктуры, подготовки кадров, выстраиванию грамотных взаимоотношений с административными органами на территории края. Разрозненные предприятия не очень успешно работают с контролирующими организациями. В нашем случае администрация и контролирующие органы были заинтересованы в структуре, которая может решать вопросы не только на стадии конфликтов, но и в текущем рабочем режиме. Кроме того, в такой схеме удобно решать проблемы крупного масштаба, связанные в том числе с экономическими и социальными интересами края.

- Кто вошел в объединение?

- Торговые предприятия, расположенные на территории Алтайского края, в том числе «Мир продуктов», «Форне» (Бийск), «Плод», «Триада» (Рубцовск), «Фортуна» (Шипуновский район), «Мария-Ра», «Холидэй Классик», «Аникс», «Раздолье», «Гранум» (Первомайский район), «Ассорти» и другие.

Ранее уже существовала подобная структура - краевая ассоциация оптовых предприятий. Многие ее участники сейчас представлены в новом торговом объединении. Кроме них, в нашу ассоциацию вошли сети, торгующие промышленными товарами, - «Новэкс» и «Хелми». В целом желание участвовать изъявили 19 предприятий, но заявления продолжают поступать. Совет директоров ассоциации состоит из девяти представителей.

- Почему стал актуальным вопрос о взаимодействии торговых сетей с властью?

- Проблемы есть на любом этапе развития у любой фирмы. Прежде всего с контролирующими организациями. Во взаимоотношениях с администрацией проблем меньше всего. Недавно наша ассоциация подписала соглашение с администрацией края по взаимодействию. Это говорит о том, что мы взаимно заинтересованы в сотрудничестве. И это означает, что взаимодействие наверняка сложится.

- Производители не раз жаловались на жесткую политику розничных сетей в вопросах продвижения местных товаров. После создания вашего объединения что-то может измениться?

- В соглашении с администрацией края один из главных вопросов - продвижение товаров от производителей Барнаула и Алтайского края в торговых сетях. Это непростой процесс, который часто обсуждается на различных «круглых столах». Могу сказать, что в этом продвижении заинтересованы и сами сети. Но вопрос продвижения многоплановый. Он зависит не только от сетей, но и производителей. Потому что не вся предлагаемая нам продукция имеет высокое качество. Взять хотя бы часто возникающий конфликт между производителями колбасных изделий и сетями. Я неоднократно пробовал продукцию изготовителей других городов, в том числе Москвы. Могу сказать, что качество наших колбасных изделий уступает, а иногда бывает значительно хуже, чем у производителей из центральной части России.

- Получается, что выгоднее работать с Москвой и ее производителями?

- Выгоднее работать с профессионалами.

- Еще один больной для производителей вопрос - плата за вход на полки. Возможна ли ее отмена, корректировка или же эту плату надо воспринимать как данность?

- Это не наше ноу-хау. Оно принято во всем мире, в том числе в европейской части нашей страны. Если это будет не плата за полки, то появится другая форма платежа. Например, продавец снизит цену выставляемого на полку товара. Так или иначе, фирма, которая имеет большие объемы продаж и большую сеть, вынуждена иметь определенные отчисления от производителя за объемы продаж. Главное найти баланс финансовых интересов.

- То есть об отмене речь не идет?

- Это вопрос долгих двухсторонних переговоров.

Приход федеральных сетей нас не беспокоит

- Можно ли говорить о том, что ассоциация была создана в том числе и для того, чтобы противостоять приходящим в Алтайский край федеральным сетям, готовым подмять под себя большой кусок местного рынка?

- Я думаю, сейчас такого противостояния нашей ассоциацией запланировано не будет. Потому что «Холидэй Классик» - это сеть, работающая в сибирских городах, «Аникс» - это бийская структура. Вполне возможно, что еще кто-то, не входящий в число краевых сетей, вступит в ассоциацию и начнет работать на территории края.

- На ваш взгляд, нужна ли будет местной рознице поддержка власти, когда инорегиональные игроки все же придут на Алтай?

- Здесь все зависит от конкретного руководителя - кому-то она нужна, кому-то нет. Кому-то конкуренция идет только на пользу. Во всяком случае ассоциация не будет искать поддержки администрации края, чтобы не пускать сюда сети из других регионов. Это уже антирыночное решение. И время показывает, что такая политика не приносит пользу, в том числе краевой экономике.

Кроме того, рынок позволяет любой организации приобрести магазин, землю, не раскрывая своих дальнейших намерений. Меня как руководителя торгово-производственной компании факт прихода других игроков не беспокоит.

- Какая еще задача важна для членов ассоциации?

- Важны личные взаимоотношения, которые могут сложиться между членами ассоциации - руководителями предприятия. От этого зависит, насколько эффективно мы будем продвигаться в решении вопросов спонсорской помощи алтайскому спорту, социальной инфраструктуре и т. д. Например, мы сейчас обсуждали, каким образом отметить 70-летие Алтайского края. А вообще задач много, часть из которых - участие в разработке законодательных актов, федеральных программ, разработка комплексных мер по устранению административных барьеров, разработка системы взаимовыгодного сотрудничества с алтайскими товаропроизводителями

- Может ли возникнуть случай, что вы не примете какого-либо предпринимателя, желающего вступить в ассоциацию?

- Думаю, вряд ли. Наоборот, мы приглашаем торговые предприятия и предприятия общественного питания к вступлению в наши ряды и к плодотворной совместной работе.

Торговый сектор еще не насыщен

- Хотелось также задать вам несколько вопросов по развитию розничного рынка в целом. На ваш взгляд, сегодня это хаотичная или же уже цивилизованная отрасль?

- Организованная. Потому что торговля из всех существующих отраслей в Алтайском крае развита больше всех. Связано это в первую очередь с тем, что почти стоит экономика, производство и сельское хозяйство. По развитию розничного рынка мы опережаем средний показатель по России.

- Насколько?

- Трудно сказать, так как статистических данных по прошлому году пока нет. Но по темпам развития розничного рынка примерно на 20%.

- Не встает ли в таком случае проблемы перенасыщения рынка?

- Этот показатель у нас все равно меньше, чем в крупных городах России - Москве, Санкт-Петербурге. Потенциал для развития есть. Он связан еще и с тем, что у населения постоянно увеличивается заработная плата. В крае есть экономический рост, поэтому сети не будут создавать друг другу больших проблем. Тем более что наряду с ростом сетей уменьшается количество одиночных магазинов. Рынок балансирует и самоуравновешивается.

- В каких компонентах идет сейчас конкуренция между торговыми сетями?

- На первом месте и качество продуктов, и качество обслуживания клиентов, и достаточно возможная низкая цена. К сожалению, не везде наличие большого количества сетей и супермаркетов может повлиять на снижение цены. Допустим, в Москве, где количество сетевых магазинов существенно, средняя цена на продукты не снижается. Хотя в нашем случае много будет зависеть от взаимоотношения ассоциации и административных органов.

- Вы имеете в виду развитие социальных магазинов, на что власти уже не раз обращали внимание представителей розницы?

- Да, это магазины, которые предоставляют возможность продавать товар по более низким ценам. Барнаул и другие города уже многое сделали в этом плане, но предстоит еще много работы.

- А вам, как руководителю торговой компании, интересно развивать социальные магазины?

- Наша компания открыла небольшой магазин «Сыры Алтая», где установлены достаточно низкие цены. Но вообще этот вопрос должен решаться на уровне администрации и совместно с торговыми предприятиями. Причем решаться через какую-то экономическую схему, которая позволила бы наращивать количество магазинов и не давала возможность им обанкротиться.

О чем еще рассказал Сергей Шубенко

О подготовке персонала

- Эта проблема является острой не первый год. В рамках нашей ассоциации мы будем приглашать специалистов из Москвы и других городов, чтобы проводить обучение всего персонала - от рядовых продавцов до менеджеров среднего и высшего звена.

О планах на 2007 год

- Мы планируем провести ряд «круглых столов» с контролирующими органами и властью - налоговой инспекцией, краевой межведомственной комиссией по преодолению административных барьеров. У торговых предприятий сегодня возникает достаточно много вопросов. Например, по различным проверкам, штрафам, санкциям - к налоговой инспекции. Кроме того, планируем запустить телевизионный или газетный проект для освещения своей деятельности, повышения качества обслуживания и в целом о развитии краевого потребительского рынка.

О вступлении в ассоциацию

- Вряд ли возникнет ситуация, когда мы откажем кому-либо в членстве в нашем объединении. Если бизнес предпринимателя будет соответствовать всем нашим требованиям, примем его в ассоциацию.

Специальный вопрос

- Почему вы приняли решение возглавить ассоциацию? Ведь вы не публичная фигура…

- В большей степени потому, что был руководителем «предшественницы» - краевой ассоциации оптовой торговли. Наверное, поэтому мне и доверили возглавить новую структуру.

О чем договорились ассоциация и администрация края

- В конце 2006 года краевая администрация и Алтайская торговая ассоциация подписали соглашение о взаимодействии. Оно предполагает совместное выполнение задач, обусловленных отраслевыми приоритетами направлений социально-экономического развития Алтайского края, обмен информацией, мониторинг и прогнозирование развития рынка товаров и услуг, проведение совещаний, семинаров, конференций, «круглых столов», консультаций, обучение, подготовку и переподготовку кадров.

Представители торговых сетей обязались содействовать продвижению товаров алтайских производителей на краевом и межрегиональном рынке, выступать с предложениями в адрес органов власти всех уровней о создании благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, представлять интересы бизнеса в органах власти и участвовать в разработке проектов целевых программ и законов, затрагивающих интересы малого и среднего бизнеса. Администрация в свою очередь должна создавать благоприятный инвестиционный климат на территории края, помогать ассоциации в рассмотрении вопросов, требующих участия властей, содействовать развитию долгосрочных договорных отношений по вопросам поставки производимой в крае продукции в другие регионы, осуществлять информационное обеспечение мероприятий, проводимых ассоциацией.

Начинал с производства мебели и стройматериалов

Сергей Константинович Шубенко родился в Барнауле. Окончил сначала строительный техникум, а затем - строительный факультет Алтайского политехнического института. В 1991 году организовал кооператив, который занимался производством отделочной плитки и мебели. В 1995 году начал заниматься продовольствием, в частности оптовой реализацией продуктов питания.

В 2000 году пришел в розничную торговлю, в 2004-м организовал комбинат полуфабрикатов «Мир продуктов». Был одним из организаторов краевых оптовых рынков, в том числе ОПРАКа (оптово-продовольственного рынка Алтайского края). Возглавляемая им сегодня холдинговая компания «Мир» выросла из компании «Мир продуктов», созданной еще в 1995 году.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость