Открытое письмо было отправлено в январе 2023 года за подписью Дениса Зюзина, генерального директора компании "Киприно", председателя Союза сыроделов Алтайского края. На вопрос altapress.ru, сколько еще заводов поддержало обращение, Зюзин ответил: "Вся страна".
"Я считаю, что не надо сдаваться. Во многих регионах возникают те же проблемы, что и у нас, но они продолжают их замалчивать", - сообщил Денис Зюзин.
О чем говорится в письме
В объединении сыроделов отмечают: региональные предприятия не смогли внедрить систему "Честный знак" без потерь в производительности и из-за огромных финансовых затрат.
По их подсчетам, на установку дополнительного оборудования заводы в среднем потратили 2,9 млн рублей каждый. Еще 150-200 тыс. рублей ежемесячно приходится тратить на техобслуживание и закупку самих Data Matrix кодов.
Все это соответственно отражается на себестоимости продукции.
"Современные линии молокопереработки фасуют и упаковывают сотни единиц товаров в минуту, и нанесение кода на каждую пачку - нетривиальная задача. Оборудования, которое умеет это делать, не так много в мире. Скорость существующих принтеров и сканеров не соответствует скорости фасовки, поэтому производителям неизбежно придется снижать скорость работы линий для нанесения маркировки", - говорится в обращении.
Указывают сыроделы еще на одну проблему - несчитываемость кодов, например, из-за образовании влаги на упаковке. В этом случае торговые сети продукцию не принимают, а производителям приходится утилизировать качественный товар только из-за маркировки.
Предприятия вновь говорят, что система "Честный знак" является излишней и ничего полезного для конечного потребителя не несет.
"Система маркировки не обладает специфическими возможностями противодействия обороту фальсифицированной продукции, не контролирует сырье и состав продукции в отличие от системы ГИС "Меркурий", которая уже достаточно успешно функционирует и развивается", - говорится в обращении.
Молокоперерабатывающие предприятия просят Минсельхоз, Минпромторг и президента Владимира Путина обратить внимание на сложившуюся ситуацию и отменить "Честный знак", что позволит, по их мнению, "стабилизировать и сохранить объемы налоговых отчислений, что на сегодняшний день является важным фактором для государства".
"Надеемся на вашу поддержку и решение", - заканчивается письмо.
Что говорят другие производители
В АКХ "Ануйское" в Петропавловском районе три маслосырзавода. Все, как положено, оснащены оборудованием для нанесения маркировки "Честный знак". Для этого предприятиям пришлось инвестировать несколько миллионов рублей.
Но даже не в этом проблема, считает руководитель ассоциации Владимир Никифоров. Трудности возникают при работе в самой электронной системе. "Ануйское" уже сталкивалось с тем, что вход в нее заблокировали злоумышленники. В итоге работу парализовало на неделю.
АКХ "Ануйское" - одно из предприятий, поддержавших открытое обращение.
По словам Дениса Зюзина, ответа на него не поступало.
Обновлено 16 февраля в 11.30
В редакцию altapress.ru обратились представители Центра развития перспективных технологий, представляющего системы маркировки и прослеживаемости товаров — «Честный знак».
Приводим в полном варианте предоставленный комментарий.
Информация некоторых предприятий о проблемах системы маркировки и ее неэффективности не соответствует действительности. Внедрение системы маркировки молочной продукции началось в июне 2021 года с категории сыров и мороженого и не вызвало коллапса в отрасли благодаря поэтапному включению категорий и диалогу между бизнесом, Минпромторгом и оператором системы.
Для небольших предприятий инвестиции в оборудование не превышали 15 тыс. рублей. При этом маркировка не сказалась на себестоимости продукции и даже, наоборот, по данным Высшей школы экономики, позволила сдержать рост цен, так как маркируемые товары росли в цене медленнее, чем те, которые маркировке не подлежат.
Благодаря введению маркировки и ее интеграции с системой «Меркурий» удалось в 3 раза сократить число нарушений при производстве молочной продукции, в частности сыра и сливочного масла. Весной Россельхознадзор фиксировал нарушения у 30% производителей, а в декабре – уже у 10% компаний.
Очевидно, призывы некоторых компаний смягчить контроль за оборотом товаров являются ничем иным, как попыткой сохранить свои серые схемы. Добросовестный бизнес поддерживает маркировку и отмечает ее плюсы: крымское предприятие «Юг Молоко» благодаря уходу нелегальных игроков нарастило продажи на 30%, столичный производитель сыров «Фудлэнд» улучшил логистику на 25%, а торговая сеть «Магнит» внедрила механизм запрета продажи просроченной «молочки» на кассах на основе данных маркировки.
Отметим, что все инвестиции в маркировку предприятия сделали уже в 2021 году и дополнительных расходов не несут, при этом любая консервация такого оборудования обернется убытками для производителей.
Дополнительно отметим, что заявления АКХ «Ануйское» о недоступности системы маркировки на протяжении недели также не соответствуют действительности. «Честный знак» работает бесперебойно в круглосуточном режиме, а предприятие не обращалось в службу поддержки ЦРПТ с соответствующей проблемой.
Самое важное - в нашем Telegram-канале