Экономика

Почему на Алтае исчез рынок соевых продуктов и что мешает его развитию

В период весеннего поста многим верующим пришлось приложить немало усилий, чтобы найти подходящие продукты-заменители "скоромного". Обычно ими используются соевые имитации, но в Барнауле в этом сезоне их не оказалось. Раньше в краевой столице работали местные производители сои, теперь они канули в Лету. Производственная ниша оказалась не задействована в условиях, когда власти постулируют поддержку реального сектора экономики. "ВД" разбиралось в причинах.

Куда пропал "Юрвес"

Еще летом прошлого года в Барнауле работала компания "Юрвес", занимавшаяся производством соевой молочной продукции. На протяжении восьми лет молоко, йогурты, сыр и другие соевые заменители на местный рынок поставляла именно она. "Первые два года работы, когда соя была в моде, предприятие развивалось, остальное время прошло в состоянии постоянного снижения объемов производства с пяти до двух тонн. Следом за нами открывать соевые производства бросились еще 15 фирм, но все очень быстро закрылись. Многие сразу поняли, что это не "золотое дно", а сложное производство", - говорит бывший директор "Юрвеса", а ныне технический директор представительства ТД "Касмалинский" Юрий Скачков.

Он видит несколько причин того, что предприятие "Юрвес" закрылось. Среди них - низкая потребительская способность, отсутствие денег на модернизацию технологий и упаковки. "Кроме того, производство располагалось у дороги, и при первой же проверке к нам применили бы санкции", - добавляет Скачков. Но главное, чего не мог добиться предприниматель в одиночку, - повысить популярность сои среди потребителей. Многочисленные истории использования генетически модифицированного сырья в мировой практике производства известны многим.

40 дней в году

Не спасло предприятие и лояльное отношение основного партнера по распространению, компании "Мария-Ра". Сеть предоставляла соевым продуктам место на полках без входных бонусов и постоянно реализовала продукты в своих магазинах. По словам коммерческого директора "Марии-Ра" Дениса Дъякова, сейчас сеть уже нашла новых партнеров по поставкам молочных соевых и сублимированных продуктов в Москве. Дъяков заверил "ВД", что соевые продукты действительно пользуются спросом только 40 дней в году, а в остальное время продажи невелики.

"В барнаульских магазинах сети " Пятерочка" нет молочных продуктов из сои, и, скорее всего, в ближайшее время они не появятся", - рассказала ведущий менеджер дирекции закупки барнаульской сети Оксана Хрущева. Директор по корпоративному развитию компании "НТС" (сеть "Пятерочка") Александр Агеев пояснил: "Магазину формата "у дома" площадью около 500 кв. метров нужно как можно более рационально использовать торговые площади. Поэтому мы никогда не будем размещать продукцию, спрос на которую предъявляет 1% населения, как в случае с соевыми продуктами. Также мы никогда не будем продавать продукты премиального сегмента - это не наш формат. Соевые продукты должны продаваться в специализированных магазинах".

Председатель городского комитета по потребительскому рынку и услугам Борис Шеляков вообще считает, что у города нет потребности в сое. " Раз нет спроса, то нет и предложения", - коротко резюмировал чиновник. Однако нельзя однозначно сказать, что Барнаул не нуждается в соевых продуктах. "За 40 дней активных продаж производители могут получить годовой доход", - считает менеджер по продуктам питания компании "Продукты доктора Сотниковой" Татьяна Силютина. "Молочные соевые продукты магазин раньше закупал у "Юрвеса". Они действительно не пользовалось спросом и практически все возвращались назад в течение года, но во время поста эти продукты шли на ура. Сейчас мы работаем по поставкам с московской компанией "СП-продукт". Стоимость соевого молока составляет 100 рублей за литр, поэтому расходится оно плохо, и мы покупаем небольшие партии. Из 12 литровых пакетов бельгийского молока за месяц продается четыре. Для сравнения - молоко от "Юрвеса" стоило 14 рублей за литр. Местный производитель на этом рынке в любом случае нашел место сбыта. Важно продвижение: когда появляется реклама - продажи возрастают, потом она исчезает - и спрос падает", - говорит собеседница "ВД".

Юрий Скачков предполагает, что продукция от московских поставщиков, с которыми теперь будут работать розничные сети, априори ненатуральна, с консервантами. Срок хранения соевых молочных продуктов невелик пять-семь дней, а их транспортировка занимает много времени.

Стратегия "два в одном"

Анализируя ошибки прошлого, бывший директор "Юрвеса" говорит: "Секрет успеха производства молочных соевых продуктов в том, что оно должно являться дополнительным сегментом при молочном комбинате. Так работают производители на Дальнем Востоке, распространяющие свою продукцию до Москвы". Однако местным переработчикам идея создания дополнительного производства не близка.

"Алтайский край исторически является житницей молока, мяса и хлеба. Белковых продуктов и так достаточно. Наш комбинат не планирует развивать направление соевых молочных продуктов, так же как и другие аналогичные предприятия. Ниша соевых молочных заменителей, конечно, существует, но она требует высокой маркетинговой поддержки. Такие продукты имеют большее значение в тех регионах, где нет собственного молочного производства", - считает начальник отдела маркетинга "Барнаульского молочного комбината" Владислав Слюсарь.

Свои доводы имеются у генерального директора "Славгородского молочного комбината" Виктора Кинцеля: "На соевые продукты действительно нет спроса. Мы это испытали на собственном опыте. Примерно в 1997 году мы стали изготавливать на основе сои обрат, который считается полезным для откорма телят, но этот продукт не пользовался спросом. У наших людей есть предубеждение против сои. Сейчас стоит нам только заикнуться, что мы используем сою в своих продуктах питания, как это сразу же отпугнет оптовиков. Репутация сои подпорчена тем, что ее использовали в составе молочных продуктов и не сообщали об этом. Самая большая проблема в том, что мы до сих пор безграмотны в отношении сои. Люди знают о ней только то, что ее добавляют в колбасу, которая от этого становится хуже".

Соя или пшеница

Соя в крае все-таки выращивается, но практически вся она идет на производство комбикормов. По словам начальника отдела земледелия ГУСХ Алтайского края Александра Шарабарина, львиную долю в этом сегменте занимает "Алейскзернопродукт", тем же направлением занимается компания из Новороманова "Бинако". На Бийском маслоэкстракционном заводе сою используют для производства масла.

"В крае вполне благоприятные условия для выращивания этой влаголюбивой культуры, хотя и не самые лучшие. Но сейчас она не пользуется популярностью у фермеров и крестьян. Хозяйства вынуждены продавать сырье по более низким ценам, чтобы конкурировать с импортными поставщиками, покупательная способность населения тоже низка. Кроме того, соя - сложная в обработке культура" - рассказывает главный агроном ГУСХ Алтайского края Александр Куянец. Начальник Управления сельского хозяйства администрации Петропавловского района Валерий Толстых добавляет: " Рыночная стоимость сои составляет 8,5 тысячи рублей за тонну. В нынешнем году цены на нее будут расти до 12-15 тыс. рублей за тонну. Полтора года назад пшеница была дороже сои, и поэтому в альтернативе была необходимость. Теперь цены на сою и пшеницу практически сравнялись, и понятно, что заниматься пшеницей предпочтительнее. Ведь сою сложнее выращивать, для нее нужны более дорогие гербициды, более сложные технологии переработки, которых у нас просто нет".

Мнение эксперта

Константин КУГУЧИН, аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка:

- По сравнению с 2006 годом объемы посевов сои в России в прошлом году сократились на 7,7%, в числовом выражении - на 65,8 тыс. га. Наибольший интерес для промышленности имеет соевый шрот*. Отрасль птицеводства и свиноводства, основной его потребитель, растет, а значит, растет и потребность в сое. Однако импортная продукция стала более приемлема по цене, чем отечественная. Компании-потребители чаще всего импортируют шрот из Бразилии, которая является монополистом на этом рынке. Если раньше можно было импортировать сою, то теперь - готовый шрот, таковы условия зарубежных переработчиков.

Отечественные переработчики не в состоянии производить шрот необходимого качества, чаще всего это делается в примитивных условиях, а то, что получается, можно назвать промежуточным продуктом. Такой продукт не выдерживает никаких требований по содержанию белка. Почему у нас нельзя наладить технологию конкурентоспособной переработки? Мы сами задаемся этим вопросом. Первая причина - нехватка посевных площадей и удаленность потребителей от производителей. Всего два региона в стране выращивают сою: Дальний Восток и юг России (Краснодарский край). Там наиболее подходящие климатические условия. Однако на Дальнем Востоке нет потребителя, ведь крупные птицеводческие и свиноводческие предприятия находятся в европейской части России. А на юге объема посевов не хватает для крупных потребителей. Традиционно эти районы нацелены на выращивание подсолнечника и пшеницы - культур, которые дают гарантированную прибыль. Площади постепенно перемещаются на юг, но объемы все же довольно низки.

* Шрот (нем. Schrot, осн. значение - мелкие куски, обрезки) - побочный продукт маслоэкстракционного производства, получаемый после извлечения жира из семян масличных растений экстрагированием органическими растворителями.

Нужна ли нам соя?

Анатолий СТАРКОВ, заведующий отделом профилактики неинфекционных болезней краевого Центра медицинской профилактики:

- Всемирная организация здравоохранения рекомендует сою для профилактики злокачественных опухолей. Для Алтайского края эта проблема актуальна. Но надо заметить, что соя сама по себе ядовита, и употреблять можно только продукт глубокой переработки. А беременным женщинам соевые продукты вообще не подходят. Соя, конечно, богата белками, но она не содержит четырех из 24 аминокислот, а значит, не является полноценным заменителем мяса. Для тех, кто имеет низкие доходы, этот продукт мог бы стать важным источникам белка. Так было, пока цены на соевые продукты не подскочили. Залогом здорового питания все же является разнообразие - от 20 до 30 продуктов. Есть рыбу необходимо каждый день, мясо - раз в неделю. Что касается медицинских показателей, то кроме профилактики соевые продукты рекомендуют тем людям, которые страдают аллергией на животный белок, но такие случаи единичны.

Наталья КОЗЛОВА
kp-delo@altapress.ru

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость