Новости партнеров

Экономика

Из курицы в говядину: молодой алтайский предприниматель рассказал о колбасном производстве и фальсификате

В ближайшее время в спальном районе Барнаула должен открыться новый магазин "Фермерская лавка". В краевой столице он станет уже четвертым по счету. Развивают эту сеть молодые предприниматели. В Залесове у них свой колбасный цех "Народный продукт". В перспективе они планируют открыть более крупное производство в Барнауле. Как двум студентам удалось создать бизнес с нуля и что они планируют с ним делать, altapress.ru рассказал один из соучредителей — Дмитрий Халявкин.

"Фермерская лавка"
"Фермерская лавка"
Анна Зайкова

— Изначально мы развиваем бизнес вместе с партнером Игорем Кечайкиным. Он родился в Залесове. На пятом курсе университета проходил практику в мясоперерабатывающем отделении местного совхоза. Производство было небольшое, выпускало продукцию для своего населенного пункта. Реализация шла на местном уровне, часть продуктов выдавалась под зарплату сотрудникам совхоза.

Качество колбасы было отменное. Игорь не раз говорил руководству, что нужно активнее заниматься продажами, выходить на рынок Барнаула, но его предложения оставались без внимания. У совхоза были свои заботы.

Дмитрий Халявкин.
Анна Зайкова
Налоговики уже нашли дополнительные 170 млн у алтайских переработчиков

После этого мы решили развиваться самостоятельно. В чистом поле был арендован участок земли, на котором в 2011 году началось строительство предприятия. В этот момент процедуру банкротства проходил местный маслосырзавод, у которого удалось выкупить термодымовые камеры.

На первом этапе мы оказывали для населения услуги по копчению продукции на давальческих условиях. Установили цену ниже, чем у совхозного цеха, дали рекламу в районную газету, и клиенты пошли.

Дмитрий Халявкин.
Анна Зайкова

Следующий важный этап становления производства проходил в 2014 году. В структуру "Алтай-Кокса" в свое время входил отличный колбасный цех. Когда на предприятие пришли новые собственники, от непрофильных активов было решено избавиться. Нам "по-соседски" досталось современное американское оборудование. С тех пор мы и начали выпускать собственные колбасы и деликатесы.

— Сколько средств понадобилось для старта?

— Около 6 млн рублей мы потратили в самом начале. Все средства были собственные. Еще на пятом курсе я начал заниматься арбитражной практикой, появились первые доходы, надо было куда-то вкладываться. Игорь тоже вложился в развитие бизнеса. Когда совместное предприятие начало приносить прибыль, все деньги шли не в карман, а на развитие.

"Фермерская лавка"
Анна Зайкова

— На первом этапе что было самое сложное?

— Проблем на начальном этапе было предостаточно. Наше предприятие находится в промышленной зоне, на этом месте много лет ничего не было. Самостоятельно вели линию электропередач, подводили водопровод, осваивали территорию. Также столкнулись с некоторыми административными барьерами.

— Получается, найти деньги на бизнес — не проблема?

— Конечно, это определенная проблема, но на тот момент их хватило запустить цех и начать производство. Основная сложность в другом — продать то, что произвел. Пока у твоего продукта нет серьезной раскрутки, сделать это не просто, нужно затратить много времени и сил.

"Фермерская лавка"
Анна Зайкова

Оранжевая курица

— Для многих производителей, особенно мелких, остро стоит вопрос реализации. Как вы его решаете?

Директор "Бийского рыбозавода" рассказал о кризисе и непомерных аппетитах торговых сетей

— Чтобы наладить реализацию, мы сразу же приобрели в лизинг две "Газели Next". Сначала ездили по близлежащим районам, продавали колбасы в сельских магазинчиках. Сейчас наша стратегическая задача заключается в развитии собственной розницы. В течение месяца откроем уже четвертую "Фермерскую лавку" в Барнауле. В одном из действующих магазинов расположено небольшое производство полуфабрикатов. За пару лет количество магазинов планируем увеличить до 20.

Помимо магазинов будем устанавливать стационарные павильоны. Часть из них нам уже изготовили. Остается только согласовать места размещения.

"Фермерская лавка"
Анна Зайкова

— С торговыми сетями принципиально не работаете?

Не нравится — не вози: почему на Алтае подешевело сырое молоко

— Почему же, у нас был такой опыт. Еще в самом начале сотрудничали с небольшой барнаульской сетью магазинов. Заплатили входной бонус, начали поставки. Результат оказался нулевым: большая часть копченой продукции шла возвратом. Я решил разобраться с этим вопросом. Выяснилось, что к нашему продукту люди просто не готовы. Их отпугивал цвет копченостей, он у нас, как и должен быть, темный. А покупатель хочет оранжевый продукт, напичканный красителем.

Я однажды сам сделал такие копчености. Взял два ведра пищевого красителя, курицу. Все отварил, покрасил, обдал дымом в термокамере для запаха. На продажу, конечно, не повез, совесть не позволила. Раздал друзьям, вместе посмеялись.

После этого мы поняли, что у нас два выхода: либо быть как все и выпускать сомнительный продукт, либо делать действительно что-то эксклюзивное и натуральное.

Факт

В ближайшие два года "Народный продукт" планирует увеличить число собственных магазинов в пять раз.

"Фермерская лавка"
Анна Зайкова

Большие амбиции

— Ваши коллеги-мясопереработчики часто говорят, что хорошее сырье в Алтайском крае найти сложно.

— Я с этим не согласен. Мы закупаем сырье в фермерских хозяйствах. Свинину везем из Романовского района, говядину от мясных пород скота — из Чарышского. Со всеми поставщиками прекрасные отношения, в качестве их товара я уверен.

От сырья промышленного производства мы сегодня отказываемся. Я ничего не хочу сказать плохого про такое мясо, оно совершенно безопасное, но нам оно не подходит.

— Есть ли у вас амбиции и возможности выйти на уровень крупного мясоперерабатывающего завода?

— Мы прекрасно понимаем, что наша месячная выработка — это суточная норма крупного предприятия. В конце лета в Барнауле планируем запустить новое производство. Уже подобрали площадку, закупаем оборудование, приняли на работу опытного технолога. С учетом плановых мощностей объемы нашего производства увеличатся на 500%. Это около 60–70 тонн колбасной и мясной продукции в месяц. Может, дотянем и до 100 тонн.

"Фермерская лавка"
Анна Зайкова

Цитаты

— Мы изначально думали, что наш продукт ориентирован на людей средних лет с хорошим достатком. Потом присмотрелись: приезжает доставка в поселок Новосиликатный, и в очередь выстраиваются одни бабушки. Они рассказывают, что специально неделю не берут колбасу в магазине, копят деньги, чтобы потом купить наш продукт.

— В 2015 году запустили свой собственный интернет-магазин. Товар был очень презентабельный, заворачивался в специальную крафт-бумагу, запечатывался сургучом. Народу нравилось безумно. Но в тот момент были проблемы с логистикой, поэтому дело не пошло. Сейчас думаем над тем, чтобы возродить эту идею. За интернет-торговлей будущее.

— В 2014 году, когда в Донбассе произошли всем известные события, мы задумались о том, чтобы принять у себя несколько специалистов из этого региона. Готовы были помочь с работой и жильем. Обратились по этому поводу в отдел миграции. Инициативу выразили два специалиста с Украины. Запросы у них оказались нереальными: только зарплату просили 120 тысяч рублей в месяц.

"Фермерская лавка"
Анна Зайкова

Специальный вопрос

— Складывается ощущение, что образ колбасы в российском сознании напрочь испорчен. На ваш взгляд, как алтайские производители могут повлиять на ситуацию?

— Технологии шагнули далеко вперед. Они позволяют недобросовестным производителям из воды делать мясо. В этом помогают всевозможные эмульсии, добавки. С их помощью даже куриную кожу можно превратить в говяжью колбасу. Как в этом случае поступать нормальным производителям? На мой взгляд, нам ничего не остается, кроме как держать марку и не опускаться до фальсификата. Тем более что государство намерено с ним жестко бороться. В регионе зарегистрирован зонтичный бренд "Алтайские продукты +100 к здоровью", надо его активнее использовать, рассказывать потребителям о товарах, которые его получили. В свою очередь производители этих продуктов должны на регулярной основе подтверждать качество.

О чем еще рассказал собеседник

О колбасе "Чесночная" за 40 рублей

— Я не думаю, что такой продукт опасен. В этом отношении контролирующие органы должны следить строго. Могу сказать, что такая колбаса — это сплошные углеводы. А как известно, чтобы быть здоровым, организму нужно из мясных продуктов получать белок.

О кооперации

— Я выступил с инициативой по созданию сельхозкооператива, главной задачей которого станет выращивание скота мясных пород, получение сырья, его переработка и продажа. Таким образом мы выстроим замкнутую цепь производства. Уже провели первые переговоры. Хозяйства, к которым мы обратились, взвесив все "за" и "против", согласились. Сейчас каждый из потенциальных участников кооператива разрабатывает свои пожелания.

О системе "Меркурий"

— Систему электронного ветеринарного документооборота мы уже опробовали. И ничего особо сложного в ней не нашли. Поэтому я не понимаю возмущений некоторых производителей. На мой взгляд, такую систему надо было ввести давно. Если бы все адекватно к ней отнеслись, проблем было бы меньше. На сегодняшний день часть предприятий в "Меркурии" не зарегистрированы. От таких поставщиков мы не можем получать сырье и отправлять его на переработку. Иначе не сможем оформить необходимые документы в электронном виде на готовый продукт. На эти "грабли" мы уже наступали.

О примерах в бизнесе

— Идеальных примеров для меня нет, но есть производители, которые в том или ином плане неплохо преуспели. Сильные позиции сегодня в плане продаж занял "Мираторг". У них очень красивая подача: разложено по коробочкам, прекрасно расфасовано. Класс! Понятно, что в маркетинг они вкладывают огромные средства. Мне нравится, как выстраивает свой бизнес крестьянское хозяйство "Волков" из Кемеровской области. У этого предпринимателя грамотно продуманная розничная сеть.

Дмитрий Халявкин.
Анна Зайкова

Досье

Дмитрий Александрович Халявкин родился 16 мая 1988 года в Барнауле в семье студентов политехнического института. Затем вместе с родителями он переехал в Алейск, оттуда — в Ребриху. Высшее образование Дмитрий получил в Алтайском государственном университете на экономическом факультете. В 2011 году вместе с другом начал свой бизнес. На сегодняшний день Дмитрий является соучредителем и гендиректором компании "Народный продукт". Отвечает за логистику и продажи мясных продуктов. Женат. Воспитывает сына.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость