— Изначально мы развиваем бизнес вместе с партнером Игорем Кечайкиным. Он родился в Залесове. На пятом курсе университета проходил практику в мясоперерабатывающем отделении местного совхоза. Производство было небольшое, выпускало продукцию для своего населенного пункта. Реализация шла на местном уровне, часть продуктов выдавалась под зарплату сотрудникам совхоза.
Качество колбасы было отменное. Игорь не раз говорил руководству, что нужно активнее заниматься продажами, выходить на рынок Барнаула, но его предложения оставались без внимания. У совхоза были свои заботы.
После этого мы решили развиваться самостоятельно. В чистом поле был арендован участок земли, на котором в 2011 году началось строительство предприятия. В этот момент процедуру банкротства проходил местный маслосырзавод, у которого удалось выкупить термодымовые камеры.
На первом этапе мы оказывали для населения услуги по копчению продукции на давальческих условиях. Установили цену ниже, чем у совхозного цеха, дали рекламу в районную газету, и клиенты пошли.
Следующий важный этап становления производства проходил в 2014 году. В структуру "Алтай-Кокса" в свое время входил отличный колбасный цех. Когда на предприятие пришли новые собственники, от непрофильных активов было решено избавиться. Нам "по-соседски" досталось современное американское оборудование. С тех пор мы и начали выпускать собственные колбасы и деликатесы.
— Сколько средств понадобилось для старта?
— Около 6 млн рублей мы потратили в самом начале. Все средства были собственные. Еще на пятом курсе я начал заниматься арбитражной практикой, появились первые доходы, надо было куда-то вкладываться. Игорь тоже вложился в развитие бизнеса. Когда совместное предприятие начало приносить прибыль, все деньги шли не в карман, а на развитие.
— На первом этапе что было самое сложное?
— Проблем на начальном этапе было предостаточно. Наше предприятие находится в промышленной зоне, на этом месте много лет ничего не было. Самостоятельно вели линию электропередач, подводили водопровод, осваивали территорию. Также столкнулись с некоторыми административными барьерами.
— Получается, найти деньги на бизнес — не проблема?
— Конечно, это определенная проблема, но на тот момент их хватило запустить цех и начать производство. Основная сложность в другом — продать то, что произвел. Пока у твоего продукта нет серьезной раскрутки, сделать это не просто, нужно затратить много времени и сил.
Оранжевая курица
— Для многих производителей, особенно мелких, остро стоит вопрос реализации. Как вы его решаете?
— Чтобы наладить реализацию, мы сразу же приобрели в лизинг две "Газели Next". Сначала ездили по близлежащим районам, продавали колбасы в сельских магазинчиках. Сейчас наша стратегическая задача заключается в развитии собственной розницы. В течение месяца откроем уже четвертую "Фермерскую лавку" в Барнауле. В одном из действующих магазинов расположено небольшое производство полуфабрикатов. За пару лет количество магазинов планируем увеличить до 20.
Помимо магазинов будем устанавливать стационарные павильоны. Часть из них нам уже изготовили. Остается только согласовать места размещения.
— С торговыми сетями принципиально не работаете?
— Почему же, у нас был такой опыт. Еще в самом начале сотрудничали с небольшой барнаульской сетью магазинов. Заплатили входной бонус, начали поставки. Результат оказался нулевым: большая часть копченой продукции шла возвратом. Я решил разобраться с этим вопросом. Выяснилось, что к нашему продукту люди просто не готовы. Их отпугивал цвет копченостей, он у нас, как и должен быть, темный. А покупатель хочет оранжевый продукт, напичканный красителем.
Я однажды сам сделал такие копчености. Взял два ведра пищевого красителя, курицу. Все отварил, покрасил, обдал дымом в термокамере для запаха. На продажу, конечно, не повез, совесть не позволила. Раздал друзьям, вместе посмеялись.
После этого мы поняли, что у нас два выхода: либо быть как все и выпускать сомнительный продукт, либо делать действительно что-то эксклюзивное и натуральное.
Факт
В ближайшие два года "Народный продукт" планирует увеличить число собственных магазинов в пять раз.
Большие амбиции
— Ваши коллеги-мясопереработчики часто говорят, что хорошее сырье в Алтайском крае найти сложно.
— Я с этим не согласен. Мы закупаем сырье в фермерских хозяйствах. Свинину везем из Романовского района, говядину от мясных пород скота — из Чарышского. Со всеми поставщиками прекрасные отношения, в качестве их товара я уверен.
От сырья промышленного производства мы сегодня отказываемся. Я ничего не хочу сказать плохого про такое мясо, оно совершенно безопасное, но нам оно не подходит.
— Есть ли у вас амбиции и возможности выйти на уровень крупного мясоперерабатывающего завода?
— Мы прекрасно понимаем, что наша месячная выработка — это суточная норма крупного предприятия. В конце лета в Барнауле планируем запустить новое производство. Уже подобрали площадку, закупаем оборудование, приняли на работу опытного технолога. С учетом плановых мощностей объемы нашего производства увеличатся на 500%. Это около 60–70 тонн колбасной и мясной продукции в месяц. Может, дотянем и до 100 тонн.
Цитаты
Специальный вопрос
— Складывается ощущение, что образ колбасы в российском сознании напрочь испорчен. На ваш взгляд, как алтайские производители могут повлиять на ситуацию?
— Технологии шагнули далеко вперед. Они позволяют недобросовестным производителям из воды делать мясо. В этом помогают всевозможные эмульсии, добавки. С их помощью даже куриную кожу можно превратить в говяжью колбасу. Как в этом случае поступать нормальным производителям? На мой взгляд, нам ничего не остается, кроме как держать марку и не опускаться до фальсификата. Тем более что государство намерено с ним жестко бороться. В регионе зарегистрирован зонтичный бренд "Алтайские продукты +100 к здоровью", надо его активнее использовать, рассказывать потребителям о товарах, которые его получили. В свою очередь производители этих продуктов должны на регулярной основе подтверждать качество.
О чем еще рассказал собеседник
Досье
Дмитрий Александрович Халявкин родился 16 мая 1988 года в Барнауле в семье студентов политехнического института. Затем вместе с родителями он переехал в Алейск, оттуда — в Ребриху. Высшее образование Дмитрий получил в Алтайском государственном университете на экономическом факультете. В 2011 году вместе с другом начал свой бизнес. На сегодняшний день Дмитрий является соучредителем и гендиректором компании "Народный продукт". Отвечает за логистику и продажи мясных продуктов. Женат. Воспитывает сына.
Самое важное - в нашем Telegram-канале