Экономика

Сельские акционеры не могут бороться за свои права. Или не умеют?

Дважды в апреле акционеры ОАО "Коротоякское" Хабарского района (работающие в хозяйстве и его пенсионеры) предпринимали попытку сменить руководство, но она не удалась из-за вмешательства инвестора - ОАО "Славгородский молочный комбинат" (СМК), обеспечившего мощную поддержку директору своим 36%-ным пакетом акций. И сегодня Леонид Федораев, которому фактически выразил недоверие трудовой коллектив, продолжает возглавлять хозяйство.

С точки зрения здравого смысла ситуация абсурдная, с точки зрения закона - вполне допустимая. И таких примеров по краю наверняка множество.

Темное собрание

В начале апреля собрание акционеров созывала инициативная группа главным образом из числа пенсионеров хозяйства. Было оно спонтанным, шумным и нелегитимным, вследствие чего новоизбранный генеральный - главный агроном хозяйства Александр Зимин, возглавляющий совет директоров предприятия, - так и не приступил к исполнению обязанностей. Но действующему директору высказали все, что о нем думали. Федораева обвинили в плохой работе хозяйства, в умышленном ухудшении его финансового положения, в жесткости и мстительности, потребовали арендной платы за земельные паи.

В последний день апреля состоялось годовое отчетное собрание акционеров. На нем инициаторы смены директора вознамерились взять реванш. Но выяснилось, что из бюллетеня для голосования исчезли альтернативные кандидатуры Зимина и заведующего ремонтной мастерской Михаила Теличкина. Зимин на собрании пояснил, что в его присутствии бюллетень на совете директоров не утверждался, сам он снял свою кандидатуру под натиском генерального директора ЗАО "Столица молока" Сергея Максимова, заявившего, что будет работать только с Федораевым и что попытка противостоять чревата негативными последствиями как для хозяйства, так и для альтернативных кандидатов. После этого один из акционеров потребовал прекращения партнерства со "Столицей молока" и отмены собрания. Зал отреагировал одобрительным шумом и аплодисментами. Но генеральный директор ЗАО "Столица молока" Сергей Максимов возразил. И это возражение стало решающим: больше половины зарегистрированных к началу собрания акций и 36% от общего числа принадлежали СМК - головному предприятию "Столицы".

"Откуда у "молоканки" такой большой пакет акций?" - ахнул зал.

В соответствии с решением собрания акционеров от 12 ноября 2002 года был осуществлен дополнительный выпуск акций - 11380000 штук номинальной стоимостью 1 рубль, пояснила реестродержатель Ирина Зыкова, директор Славгородского филиала ОАО "Сибирский реестр".

- Не было такого собрания! - заявил акционер Николай Сухарь.

- Не было! - подхватили сразу несколько голосов. - Нас надули!

Страсти в темном зале Коротоякского Дома культуры, отключенного энергетиками от электроснабжения за долги, накалялись. При этом все его участники, от рядовых акционеров до членов совета директоров, демонстрировали полную неосведомленность в делах общества, о своих правах и обязанностях. На протяжении всего собрания рефреном с разных мест звучал вопрос: почему с акционерами не рассчитались за аренду земельных паев пшеницей и отходами, как это делают в других хозяйствах района? И было откровенно непонятно, чего хотят собравшиеся: конституции (демократии) или севрюги с хреном (бесплатной пшеницы). Но председательствующий (генеральный директор) как опытный лоцман жестко вел корабль вперед...

Отчет главбуха Светланы Стаценко акционеры восприняли без энтузиазма. Тем более что ОАО за последний год в растениеводстве и животноводстве получило убытки. Сэкономили только на энергоресурсах и горючем. Взяли дополнительный кредит в Сбербанке (15 млн. рублей), залезли в долг перед СМК (12 млн. рублей), взявшим хозяйство на буксир. Вот на него-то и перевели стрелки за собственные неудачи.

Каждый остался при своем

Леонид Федораев, директорствующий в хозяйстве десять лет (за это время оно сменило не одну вывеску - совхоз, ТОО, СПК, ОАО), думает иначе:

- В 2003 году урожай получили 8 центнеров зерна с гектара. Отсюда все наши беды, - заявил он на собрании. - В 2002 году урожайность составила 16,9 центнера. Все склады были забиты, и жизнь вроде была намного лучше, легче, и мы радовались. Но когда цена пшеницы упала до 600-700 рублей за тонну, мы пришли к такому финалу, что становились банкротами. На всех собраниях стали говорить: давайте переходить или к Коротоякскому элеватору, или к Славгородскому молочному комбинату. Элеватор от нас отказался, тогда я поехал на СМК к генеральному директору ЗАО "Столица молока" Максимову. И благодаря молкомбинату мы в 2002 году не повторили путь других хозяйств района, распродававших за долги свое добро. Мы тоже стояли на краю этой пропасти. Кредит был взят на сумму около 10 млн. рублей. Нам его гасить было практически нечем. У нас бы вырезали коров, все семена повывезли...

Все остальные выступившие на собрании так не считали. Более того, усматривали сговор в действиях генерального директора ОАО "Коротоякское" с руководством ЗАО "Столица молока", называли конкретные примеры, когда ремонт тракторных двигателей, приобретение запчастей и горючего через СМК обходились гораздо дороже, чем в ремонтных и торгующих организациях края.

После словесной перепалки, так ни до чего не договорившись и ничего не доказав друг другу, отправились голосовать.

Как проголосовали

Время принятия решений поднятием рук безвозвратно кануло в Лету. Сегодня все решают акции. Похоже, эта очевидная для деловых людей истина стала откровением для селян, для которых высшей формой проявления демократии до сих пор продолжает оставаться колхозное собрание. Из 847 акционеров на собрание прибыли 273. Но количество принадлежащих им акций позволяло начать работу и провести выборы. За безальтернативную кандидатуру старого директора проголосовали 70, против - 128, воздержались пятеро, не голосовали 57, недействительных бюллетеней оказалось 13. Что называется, полный абзац. Но в переводе на акции картина совсем иная: за -7308300, против - 1900120. И это снова стало откровением для большинства участников собрания.

Вопрос, как и когда приобрел 36% акций СМК, продолжает волновать умы сельских акционеров. Но по-прежнему меньше, чем арендная плата за земельные паи в виде бесплатной пшеницы и отходов, которую с нынешнего года согласно заключенному договору пообещал ввести продолжающий руководить хозяйством Леонид Федораев. А это гарантия того, что в самое ближайшее время у СМК окажется контрольный пакет акций и как ведущий акционер он, естественно, будет осуществлять выгодную для него политику, и тогда уж ни о каких правах сельских акционеров в этом альянсе говорить вообще не придется.

Комментарий прокурора Хабарского района Ирины Кирьяновой:

- Инициативная группа акционеров направила телеграмму в прокуратуру Алтайского края. В телеграмме они указали, что директор ОАО "Коротоякское" хочет завладеть контрольным пакетом акций. А когда мы стали их вызывать в районную прокуратуру и спрашивать, чего же все-таки граждане хотят, оказалось, что они вообще не знают, кто чем хочет завладеть, и их это не очень-то волнует. Весь сыр-бор разгорелся из-за того, что им не выплачивали арендную плату за использование земельных долей. Они предъявили свои требования, разговаривали с директором ОАО, он предложил свой вариант. Что касается вариантов договора аренды в части арендной платы, я считаю, что требования граждан не совсем правомерны, поскольку хотят очень многого. Так как речь идет о земле, то и плата должна быть за ее использование. А они в счет оплаты за свои земельные доли хотят включить транспортные услуги по вывозке мусора с подворий, доставке угля и дров. Эти требования к земле не имеют отношения абсолютно.

И по поводу того, что хотят получать в качестве оплаты. Акционеры требуют какое-то определенное количество зерна, зерноотходов, еще что-то. Эту сумму они оговаривают и считают, что она должна быть твердой и не зависеть от урожая. А гендиректор предлагает определить в процентном отношении от урожайности. Акционеров такие условия договора не устраивают.

По результатам проверки в адрес генерального директора ОАО "Коротоякское" внесено представление об устранении нарушения гражданского законодательства, поскольку в соответствии с Гражданским кодексом договоры аренды земли должны быть зарегистрированы в центре регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что в данной ситуации не было сделано. И кодексом же предусмотрено, что за получаемое в аренду имущество должна производиться арендная плата, что также не было сделано. Устно было предложено как гражданам, так и генеральному директору создать согласительную комиссию и решать эти вопросы. Других требований, кроме аренды земли, они не предъявляли.

Послесловие

Автору этой публикации, подобно акционерам, долго не удавалось найти ответ, как и когда СМК стал владельцем 36% акций. Утешало лишь то, что и прокуратуре, куда обращались в поисках истины акционеры, тайна сия раскрыта не была. Доступ к реестру АО по "Закону об акционерных обществах" имеют только крупные акционеры. Получить информацию в этой ситуации мелкие акционеры могли только от гендиректора и председателя совета директоров. Но первый не пожелал ею делиться, а второй ее попросту не имел.

В конце концов автору удалось установить, что пакет акций был приобретен СМК незадолго до собрания, оплата была оформлена платежным поручением. Насколько все это сделано в рамках закона, ответить может только суд.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость