Экономика

«Участие ЧОПов в силовых захватах я лично не приветствую»

Проблемы демпинга в отрасли и силовые захваты предприятий с участием частной охраны побудили профессиональное сообщество принять первый Кодекс чести негосударственных структур безопасности России. Это произошло в Москве на всероссийской специализированной конференции, организованной под патронажем комитета по безопасности Госдумы РФ. Единственным представителем алтайского охранного бизнеса на мероприятии был Сергей КУЗНЕЦОВ, директор компании «Ирокез-Холдинг». По просьбе «ВД» он дал оценку текущей ситуации на местном рынке через призму общероссийских тенденций, серьезно повлиявших на имидж негосударственной охраны.

Аксиома ценовой политики

- Сергей Сергеевич, тема демпинга на местном рынке негосударственной охраны активно обсуждалась в профессиональных кругах совсем недавно - руководители ЧОПов не без раздражения комментировали итоги государственного тендера, победитель которого будет охранять объекты за 21 рубль в час. Это и есть демпинг?

- Проблема демпинга заключается не только в готовности отдельных охранных структур работать на изначально убыточных условиях. К сожалению, это еще и сами клиенты, часть которых до сих пор еще смотрит на охранный рынок как на обычное коммерческое явление: чем дешевле, тем приемлемее.

Цена отображает качество. Это практически аксиома. За редким исключением, когда кто-то пришел, применил демпинг, предложив при этом товар или услугу достойного качества, и просто обрушивает рынок. Это обычная практика экономического вторжения. Только с данной точки зрения демпинг может быть целесообразен.

На охранном рынке ситуация иная. У нас демпингует тот, кто предоставляет недостаточное, с точки зрения профессиональной безупречности, качество услуг. Я имею в виду прежде всего низкий профессиональный уровень личного состава и организационных технологий.

Я прекрасно понимаю организации, которые становятся клиентами таких охранных предприятий. Как правило, они - «бюджетники» и хронически недофинансируются. Поэтому ищут, где дешевле, и закрывают глаза на вопрос качества. Охранная же фирма, демпингуя, сразу получает на свою голову массу проблем: кадровых, финансовых, профессиональных. Далее явление приобретает лавинообразный характер, способный попросту похоронить под собой ЧОП. Таким коллегам можно только посочувствовать и пожелать более вдумчивой работы.

- Сколько реально стоит один час качественной охраны?

- Корректный региональный тариф сегодня составляет от 55 руб. и выше. Эти деньги позволят покрыть охранному предприятию текущие затраты, платить хорошие налоги, гарантировать сотрудникам полноценную социальную составляющую, обеспечить страхование профессиональной ответственности и что-то вкладывать в развитие.

Хотя есть предприятия, которые берут неподготовленных людей, чаще всего из пригородов и сельской местности, готовых работать за любые деньги. Поработает такой человек месяц–другой за копейки и начинает приворовывать. Жить-то и семью кормить надо. Или в «горькую» ударяется… Потом его увольняют и принимают следующего горемыку. В них ничего не вкладывают, потому тарифы и качество у «серых» ЧОПов низкие. Эта проблема сегодня сильно мешает цивилизованному развитию всего российского рынка негосударственной безопасности.

Клиент в немецких ботинках

- Охранные предприятия «Ирокез-Холдинга» тоже страдают от этих проблем?

- В региональной отрасли в целом такая же картина. Что касается нашей компании, то мы работаем с серьезными партнерами, которым, в первую очередь, нужно качество. Образно говоря, наши клиенты - те, кто не будет носить дешевые китайские тапочки, а наденут качественную немецкую обувь. Такой клиент, придя на Алтай, уже знает уровень работы лучших охранных структур европейской части России, и в первую очередь спрашивает: «Какое качество вы гарантируете?»

- «Клиентов в немецких ботинках» в крае становится больше?

- Разумеется! На Алтай активно приходят состоятельные инвесторы из других регионов, которые знают цену деньгам и имеют представление о реальной безопасности. Они ищут уже не просто ЧОП, а оператора рынка, работающего по современным технологиям и гарантирующего именно высокое качество услуг безопасности. Какой смысл доверять охрану ЧОПу, при котором разворуют все инвестиции?

Миллионы долларов приходят и будут приходить на Алтай. Но и это еще не все. Впереди - вступление России в ВТО, которое повлечет крах мелких и средних охранных структур. Сейчас в стране 24 тысячи ЧОПов. Их годовой оборот составляет $ 2 млрд. Через два-три года после вступления в ВТО в России обоснуются мощные транснациональные игроки. Прогнозируется уменьшение количества российских охранных предприятий в 100 раз. То есть останутся сильнейшие. При этом, по оценкам экспертов комитета по безопасности Госдумы РФ, западные инвесторы готовы уже сейчас вложить в российский охранный рынок до $ 1,5 млрд.!

- Если говорить про наш регион, как этот процесс будет выглядеть?

- Произойдёт то же, что и в других российских регионах. На Алтай войдут мощные охранные брэнды, которые принесут с собой новые технологии. Приведу пример. В Казахстане 70% инкассаторских услуг сразу стала обеспечивать известная западная охранная компания. Она отказалась от броневиков и других привычных затратных составляющих этого бизнеса. Посадили одного человека с чемоданчиком в экономичный автомобиль. А чемоданчик таков, что если нападут грабители, то его содержимое самоликвидируется. И при этом всё застраховано. Преступникам стало просто неинтересно нападать на инкассаторов.

Когда и к нам придут такие технологии, один человек будет охранять по несколько десятков объектов. Плюс мобильные группы охраны, скажем на легких вертолетах. Это будет качественно и, в итоге, дешевле. Таковы реалии уже ближайшего будущего. Именно поэтому местные профильные структуры уже сейчас должны осуществлять серьезные капиталовложения в новейшие технологии.

- Сколько в Алтайском крае сейчас по-настоящему сильных охранных брэндов?

- Если подойти к вопросу брэндинга по мировым стандартам, то на Алтае охранных брэндов нет. Локальными брэндами, узнаваемыми в среде местных потребителей и имеющими хорошую репутацию, сегодня, по нашим оценкам, стараются овладеть около десятка алтайских структур.

- Какую долю рынка обслуживают «серые» ЧОПы?

- Их клиенты - небогатые организации, которые заведомо согласны на услуги невысокого качества. «Серые» предприятия будут существовать еще некоторое время, но серьезные перспективы их не ожидают.

- Транснациональные охранные корпорации могут прийти на Алтай вслед за западными инвесторами?

- Вариантов прогнозируется несколько. Первый вы уже назвали. Вариант второй - компании подбирают персонал в регионе и регистрируют свои охранные структуры по своим образцам и технологиям. Вариант третий - инвесторы скупают в регионе уже действующие успешные высокотехнологичные охранные структуры.

- «Ирокез-Холдинг» тоже может быть куплен?

- В 2005 году мне дважды предлагали «пакетно» или частично продать свой охранный бизнес. Неделю назад поступило еще одно предложение. Все желающие приобрести «Ирокез-Холдинг» или его часть - из числа наших партнеров, которых мы охраняем.

Сколько платят «черные рейдеры»

- Такие понятия, как передел собственности в регионе и объем работы ЧОПов, насколько тесно взаимосвязаны?

- Есть рекомендация МВД Росси: ЧОПам не участвовать в силовых захватах собственности, не принимать участия в акциях, связанных с переделом собственности. Полностью ее поддерживаю.

Мы были свидетелями того, как в последние годы в Барнауле охранные предприятия были задействованы с силовых захватах компаний. Я лично это не приветствую. Мы остаемся в стороне от споров хозяйствующих субъектов, т.к. ранее уже имели подобный неприятный опыт. Тогда мы, краснея, вышли из положения и сделали правильные выводы. Сейчас предложений поступает много, но мы их отклоняем. Отказываем как реально спорящим собственникам, так и «черным рейдерам», которых профессионал видит за километр. Я за последний год видел таких жуликов гораздо больше, чем за 2003 и 2004 годы вместе взятые. В 2005 году было около десяти обращений, когда «черным рейдерам» были нужны 10-20 бойцов сроком, например, в один месяц.

- Они готовы платить выше рыночной стоимости?

- Разумеется! В несколько раз больше! К сожалению, на это попались некоторые директора местных охранных предприятий.

- Поделитесь, как руководитель ЧОПа должен отличать «черного рейдера» от «клиента в немецких ботинках». И чем принципиально отличаются их запросы?

- Есть определенная методика. Прежде всего изучается документация. Затем обстоятельства, по которым клиенту требуется охрана. Далее специалисты встречаются с «оппонентом» потенциального клиента, изучают его правовую позицию. Как только появляется подозрение, что готовится силовой захват или уже идет дележ собственности, мы незамедлительно в предоставлении услуги отказываем.

Что касается цивилизованного клиента, то ему, как правило, нужна основательная, комплексная охрана. Это информация о потенциальных угрозах при подготовке сделки, создание надежной, многоступенчатой системы охраны, проверка персонала и т.д.

- Предположим, конфликт произошел между собственниками компании. Каждый из них нанял свою охрану…

- Здравомыслящий директор ЧОПа затребует у будущего клиента правоустанавливающие документы на собственность. Это обязательное условие нравственного ведения охранного бизнеса. Если ЧОП хватает любую наживку в виде рубля, даже не принюхавшись к ней, это признак того, что данная охранная фирма успешно движется к своему финалу.

«Подковерные» конфликты

- В России в начале 2006 года впервые был принят Кодекс чести негосударственных структур безопасности. «Ирокез-Холдинг» присоединился к этому документу?

- С большим удовлетворением поставил под ним свою подпись.

- Как на практике будут происходить взаимоотношениями между ЧОПами, один из которых признает данный кодекс, а другой - нет?

- Я отвечаю исключительно за структуры нашей компании. Все они следуют нормам этого документа. Говорить о других пока не могу.

- В принятом кодексе есть глава о конфликтах между ЧОПами. Скажите, в Алтайском крае эта тема актуальна?

- Конфликты существуют. Но носят они латентный характер и не выражаются в активных действиях. Это мелкая, «подковерная» борьба в форме псевдоконкуренции, когда, например, один ЧОП перебивает клиента у другого. Зависть и обиды могут длиться годами. Но большинство моих коллег все же стараются сесть за стол переговоров еще на ранней стадии конфликта. Неслучайно наша отрасль в России сегодня официально признанна самой малокриминализированной.

Специальный вопрос

- Вневедомственная охрана (ВО) рассматривается вами в качестве конкурента негосударственных структур безопасности?

- Да. При этом отмечу, что ВО - это инструмент государства, и его легитимность отлична от «частников». В том числе отличаются и приемы борьбы за потребителя. По оценкам экспертов Госдумы РФ, сегодня доля ВО на рынке составляет около 50%. Еще совсем недавно около трети бюджета МВД наполнялось за счет деятельности ВО. По признанию самого руководства этой организации, после вхождения России в ВТО вневедомственную охрану ждут новые реформы и переход на более близкие к частной охране рыночные рельсы. Сегодня же ситуация такова, что, имея на рынке своего мощного игрока - ВО, МВД лицензирует и контролирует своих конкурентов-«частников». А значит, возможность применять в этой ситуации административный ресурс у ВО имеется.

Интересные факты из жизни академика Кузнецова

Прежде чем прийти в сферу негосударственной безопасности, Сергей Кузнецов окончил факультет английского языка Алма-атинского педагогического института иностранных языков, работал учителем, а затем директором средней школы.

В 1989 году в возрасте 30 лет Сергей Кузнецов стал работать охранником, инструктором. В 1991 году создал охранное предприятие «ВВВС Гард ЛТД». Далее был период работы в коммерции, руководство службами безопасности предприятий «ТСИ» и «Алтайсоюзконтракт». В 1997 году Кузнецов организовал ЧОП «Ирокез», ставший основой будущей компании «Ирокез-Холдинг».

В 2004 году Сергей Кузнецов с отличием закончил юридический факультет Сибирской академии государственной службы. В 2005 году директор «Ирокез-Холдинга» получил звание академика Академии безопасности, обороны и правопорядка.

Сегодня в «Ирокез-Холдинг» входят три ЧОПа, учебно-тренировочный центр «Стрела», образовательное учреждение «Лода-Профи», региональное отделение «Национальной ассоциации телохранителей России». Кроме этого ведется производственно-коммерческая деятельность и ресторанный бизнес. В настоящее время в рамках реализации проекта в городе Бийске «Ирокез-Холдинг» создает свой четвертый ЧОП. Бийский проект предполагает охранную деятельность при помощи пульта централизованного наблюдения и мобильных групп охраны. Объем инвестиций в бийский проект составил 2,5 млн. рублей. Начато создание филиала в Республике Алтай.

Параллельно в Барнауле компания завершает строительство собственного административного комплекса. Сергей Кузнецов считает вложения в профессиональный рост сотрудников самыми перспективными и выгодными, поэтому в первую очередь ввел в эксплуатацию учебно-тренировочный центр для служебной подготовки. Общая стоимость объекта, оснащенного специальными ударными, силовыми и лазерно-стрелковыми тренажерами, составила 3 млн. рублей.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость