Экономика

В Поспелихе увольняют людей из-за кризиса на хлебном рынке

С начала декабря на бирже труда села Поспелиха было непривычно многолюдно. Пришли вставать на учет люди с местной макаронной фабрики и комбината хлебопродуктов. Бывшие работники этих предприятий говорят, что с ними поступили не по-человечески: рассчитали вместо благодарности и премии за тяжелый труд. Руководство и владелец этих предприятий объясняют столь непопулярный шаг стремлением сократить издержки производства в условиях возрастания конкурентной борьбы.

Остался один сварщик

За истекший год с комбината и фабрики, принадлежащих торговому дому "АЛТАН", было уволено больше ста человек - примерно четверть от тех, кто числился на начало года. Глава районной администрации Владимир Краутер считает, что в масштабах села это слишком много. "Сокращают не только рабочих, но и ИТР, - сообщает Краутер - Ни на комбинате, ни на фабрике уже нет главных инженеров. Кое-как оставили инженера по технике безопасности, потому что без него запрещено работать во взрывоопасном производстве. Ладно, сократили строительный участок, но как они обойдутся без ремонтного? На два предприятия остался один сварщик. Директор макаронной фабрики его кое-как спас от сокращения".

"Уволили местных охранников, - добавляет редактор районной газеты Татьяна Кузьмина, - на их место приехали барнаульские".

"В советские времена, - продолжает Владимир Краутер, - Поспелихинский комбинат хлебопродуктов был самым мощным в крае и даже в Западной Сибири. Сегодня он работает только на потребности макаронной фабрики, производя в основном муку из твердой пшеницы. А ведь можно было сделать реконструкцию и выпускать мягкую муку: она дешевле и позволит задействовать дополнительный персонал. Когда-то Валерий Павлович Покорняк (председатель совета директоров "АЛТАН". - Прим. авт.) рисовал радужные планы в своей книге "72 секрета бизнеса". Но что-то содержание этой книги не сходится с его сегодняшними делами".

Дела плохи у всех

Действительно, дела сегодня плохи. И не только у Покорняка, но и у подавляющего большинства алтайских мукомолов и производителей макарон.

В нашем регионе, как нигде, высока конкуренция между мельницами. Их несколько сотен. Тогда как обеспечить потребности алтайского рынка хватило бы одной, например, такой, как в Алейске. Пытаясь перераспределить издержки, крупные игроки этого рынка всячески диверсифицируют свой бизнес. За последнее время на рынок макарон вышли рубцовский "Мельник" и "Алейскзернопродукт", они теснят "Алмак" и Поспелихинскую макаронную фабрику. "Они отгрызают нашу долю рынка, - говорит Валерий Покорняк. - Этому способствует и то, что наше население не понимает, что макароны из мягких сортов не полезны. В Евросоюзе они вообще запрещены".

Восемь или девять лет, то есть с тех пор, как Покорняк решил накормить россиян качественными макаронами, Поспелихинский комбинат хлебопродуктов перестроили на выпуск муки из твердых сортов пшеницы. Технология производства такой муки более энергозатратная по сравнению с обычной; ниже производительность мельницы, да и сырье значительно дороже (сегодня тонна твердой пшеницы стоит на 1 тыс. руб. больше, чем мягкой).

Мельницу можно перенастроить в течение суток на помол мягкой пшеницы. Но поскольку это специфическое оборудование, то даже после тщательной регулировки на нем не получишь "мягкую муку" с высоким выходом: выход в полтора раза ниже, чем у конкурентов.

Эту проблему предполагалось решить еще два года назад, когда хлебопекарная мука была в цене и дистрибьюторы хотели запустить ее под раскрученным брендом "Гранмулино".

Для комбината была приобретена линия по выпуску муки из мягкой пшеницы и почти смонтирована, когда наступил 2005 год и цены на муку рухнули. "Теперь, - говорит Валерий Покорняк, - мы готовы продать эту секцию, но никто не берет. Всюду перепроизводство хлебопекарной муки".

Решать хозяину

Увольнения на своей фабрике Валерий Павлович объясняет не только обострением конкурентной борьбы на Алтае, но и стремлением встать в один ряд по организации производства с мировыми лидерами. "В Греции или Испании на таких же линиях, как у нас, задействовано вдвое меньше людей, - говорит председатель совета директоров "АЛТАНа". - Поэтому мы сейчас реализуем систему управления издержками ISO-9000. Она требует большей производительности труда, большей фондоотдачи, но в то же время предполагает вовлечение персонала в творчество. За рационализаторские предложения мы будем платить премиальные".

Еще одна причина сокращения - завершение строительных и пусконаладочных работ, которые велись на предприятии непрерывно последние три года. В 2003 году устанавливали на "макаронке" четвертую линию, в 2004 году монтировали мельничную секцию, в нынешнем - собирали пятую по производству длиннорезаных макарон типа спагетти. В ноябре линию запустили, монтажников уволили.

Пришлось распрощаться и с местными охранниками, после того как во время монтажа на фабрике украли две дорогостоящие матрицы. Кто-то позарился на 100 кг латуни. Вычли стоимость украденного из зарплаты персонала. "А за чей счет я должен компенсировать эти потери? - задает риторический вопрос Валерий Павлович. - За счет банковских кредитов или попросить денег у акционеров?"

Г-н Покорняк называет процесс сокращения на поспелихинских предприятиях болезненным, но говорит, что ему предшествовало увольнение и в Барнауле: в торговом доме "АЛТАН" чуть ли не вдвое сократили персонал. "Сегодня приходится экономить на всем, чтобы выжить и остаться на плаву".

Похоже, у "АЛТАНа" это получается. Его глава не собирается сдаваться, а лишь меняет вектор развития предприятия. Как мы сообщали в прошлом номере "СК", Валерий Покорняк с компаньонами реализует новый проект недалеко от Москвы. Кроме макарон из алтайской твердой муки, на подмосковной фабрике будут стряпать пиццу. Организация производства вблизи мегаполиса позволит снизить до минимума издержки на транспортировку и даст емкий рынок с платежеспособными покупателями.

А мы - здешний массовый потребитель, - кажется, еще не готовы платить дороже за макароны из твердой пшеницы.

Вот, что рассказали корреспонденту "СК" уволенные с Поспелихинской макаронной фабрики. Как обычно бывает в таких случаях, обозленные на судьбу люди выкладывают все, что накипело.

Елена Тихонова, бывшая уборщица производственных помещений: "На фабрике отработала четыре с половиной года. Раньше условия были более человеческие. А последнее лето работали на выживаемость: два дня по 12 часов в день, два дня - в ночь, в жаре, во влажности. За месяц - три-четыре выходных. К концу лета ни премии не дали, ни спасибо не сказали. Администрация фабрики известила, что в наших услугах больше не нуждается. По местному телевидению крутят объявление о найме. Предлагают новобранцам платить по 10 рублей в час без соцпакета. Нам тоже предлагали продолжить работу на таких условиях, но мы не согласились".

Иван Тарасов, бывший наладчик: "Я отработал на фабрике восемь с половиной лет. Предложили оформить досрочную пенсию, я согласился. Мурыжили, мурыжили, а потом без всякого оформления выпнули. Говорят: "Извини, выворачивайся как можешь".

Елена Швецова, бывший лаборант: "В цехе готовой продукции влажность, на мой взгляд, превышает нормы. Если возмущаешься, начальство отвечает: "Не нравится - увольняйтесь. За воротами стоит длинная очередь желающих на такую работу".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость