«Рип-Стоп» от Юдашкина
В начале марта «Меланжист Алтая» выиграл пять лотов на аукционах, которые проводили МО и МВД. Общая сумма полученных заказов на пошив костюмов и трусов для военнослужащих составила 81,4 млн. рублей. Предприятие претендовало на большее число лотов. Но часть из них уступило конкурентам, которые в итоге все равно стали партнерами алтайского комбината. «Участвовали в основном швейные производства. Мы же выпускаем еще и ткань, поэтому боролись только за те заказы, по которым у нас не станут приобретать сырье. Тем участникам, с которыми была предварительная договоренность о поставке материала, мы уступали. Просто потому, что другие участники изначально выразили готовность пошить костюмы из неутвержденной ткани», – пояснил Артем Поломошнов, финансовый директор «Меланжиста Алтая». За два месяца по заключенным контрактам компания продаст ткани на 60 млн. рублей. Причем в себестоимости готового изделия 70% приходится именно на материал.
Четвертый год подряд текстильное предприятие принимает участие в аукционах. Но с приходом нового министра обороны Анатолия Сердюкова в 2007 году акценты на этом рынке изменились. Во-первых, по поручению министра была изготовлена усиленная ткань «Рип-Стоп». Заслуга разработки нового материала принадлежит предприятию «Меланжист Алтая». В январе известный кутюрье Валентин Юдашкин представил президенту Владимиру Путину новую коллекцию военных форм, пошитых из «Рип-Стоп».
Во-вторых, конкурентная борьба на площадке Минобороны стала выстраиваться по-другому. «Если раньше проводились торги, то теперь – аукционы на понижение цены, выставленной министерством. Образцы товаров в этот раз не представлялись. Основную роль играла цена», – пояснил новшества Артем Поломошнов. И добавил, что «Меланжист Алтая» не опускал цену на изделия ниже рыночной, так как потом будет сложно вернуться к приемлемым расценкам не только на форму, но и на ткань.
Еще одна перемена произошла в том, что Минобороны стало заказывать в два раза меньше изделий. «Раньше разыгрывалось 600-700 тыс. костюмов для военнослужащих каждые полгода, теперь заказано только 300 тыс.», – дополняет Артем Поломошнов. И высказывает мнение, что это связано с выборами. Но даже с таким количеством заказов «Меланжисту Алтая» удалось взять объем, который они выбирали и в предыдущие годы. И тем самым выполнили стратегическую задачу предприятия, так как 75% продукции приходится на военное производство.
Продать государству
«Когда выигрываешь государственный заказ, получаешь уверенность в том, что продукция будет точно оплачена. При работе с другими заказчиками такой уверенности нет», – констатирует одно из преимуществ Нина Белова, заместитель руководителя бийского крестьянского хозяйства «Флора», которое также принимает участие в государственных закупках федеральных силовых ведомств.
«В последнее время алтайские предприятия все чаще начинают участвовать в федеральных закупках. Но сложность в том, что у нас мало крупных компаний, способных выполнить тот объем продукции, на который рассчитывает госзаказчик», – рассказывает директор «Центра государственного заказа» Елена Неверова. И называет в числе участников рынка, помимо «Меланжиста Алтая» и «Флоры», компании «Русский хлеб» и «Мельник». Также Елена Неверова отмечает, что таких компаний могло быть больше, только многие не знают правил игры на площадке госзакупа.
Работа предприятий на рынке ведомственных заказов имеет ряд особенностей. Во-первых, сезонный характер тендеров и аукционов. Система бюджетирования предполагает, как правило, проведение госзакупок два раза в год. «Выиграв аукционы, мы загрузили производство до конца апреля. А с мая по июнь вновь будем готовиться к аукционам», – подтверждает финансовый директор «Меланжиста Алтая». Во-вторых, отмечается сложная процедура подготовки документов. И, в-третьих, у компаний нет полной уверенности в том, что они смогут выиграть разыгрываемые лоты.
Такая нестабильность заставляет руководство предприятий искать дополнительные источники доходов. К примеру, «Меланжист Алтая» в этом году планирует увеличить долю продукции гражданского направления с 25 до 40%. И это несмотря на то, что военное производство, по словам Артема Поломошнова, по ряду позиций в два раза рентабельней, чем гражданское.
Самое важное - в нашем Telegram-канале