Экономика

Золотая моя деревня

В Курьинском районе будут добывать золото.

Местные не верят, что получат от этого для себя хоть какую-то пользу

В районной газете «Патриот Алтая» однажды написали так: «Если Бог есть, то он живет в Новофирсово». Красивая деревня – с чистой речкой Локтевкой, огромными тополями, зарослями черемухи. До последнего времени там по вечерам на чьей-нибудь завалинке собирались женщины с прялками и пели: украинскую песню про Галю молодую или сибирскую – про удалого Хаз-Булата...

Но если Бог все-таки есть, он живет в другом месте: очень уж трудно, на третьем дыхании, существуют там люди. Главное – работы нет...

В последние годы около сопки Сурич, всего в километре от деревни, работали геологи, искали золото. По району пошел слух: нашли 40 тонн, будут строить прииск. С одной стороны, хорошо – может, работа появится. А с другой – страшно. Как он повлияет на экологию, на здоровье людей? Все это обсуждали в минувший четверг на общественных слушаниях.

Маловато будет

– Золото здесь нашли давно, еще в 60-х годах, – рассказал мне Андрей Фалк, заместитель генерального директора компании «Бурятзолото». – Новофирсовское месторождение – небогатое, тут сегодня меньше одного грамма на тонну. А в свое время было очень много запасов, и сначала, конечно, отрабатывались такие месторождения, где на тонну приходится по 15–30 граммов. Они уже иссякли, и предприятия разрабатывают технологии, позволяющие извлечь даже бедное золото. Везде так: по стране, по миру...

Тем не менее компания «Бурятзолото» в 2005 году заплатила за лицензию на Новофирсовское месторождение 143,5 млн. рублей – сумма в десять раз превысила стартовую цену аукциона. Месторождение – крупнейшее в крае, его прогнозные ресурсы составляют 42 тонны золота и 456 тонн серебра. Деревенские, правда, не верят, что получат от этих богатств хоть какую-то толику.

– Мы обязательно будем привлекать местных жителей, – обещает Фалк. – Конечно, туда, где нужны большая квалификация, большой опыт, знание технологий, на горные работы будем возить своих. Но у нас в планах учебно-курсовой комбинат, мы будем учить людей...

– А вы надолго сюда? Если лет на пять – неужели есть резон заниматься обучением?

– Ничего не могу сказать, потому что это еще даже не проект – предпроектная стадия. Вот закончим разведку, окончательно определим запасы... Сегодня мы думаем, что, наверное, лет на восемь–десять. Но оперативная разведка наших геологов показывает, что ситуация хуже, чем мы предполагали, когда входили сюда. Реально ресурсы составляют обычно 40 процентов от прогнозных – то есть здесь, вероятно, 17 тонн золота. Посмотрим, но лет шесть мы здесь все равно, конечно, будем.

Взрывы – раз в неделю

...Люди слушали докладчиков, рассматривали вывешенные в фойе схемы работы золотоизвлекательной установки.

Вырисовывалась картина: в 2011 году планируется начало добычи руды карьерным способом. Взрывать будут раз в неделю, а карьер – всего в километре от деревни вверх по реке... Вниз по реке, в двух километрах от деревни, построят установку кучного выщелачивания.

Вахтового поселка не будет: поставят общежитие на 100 коек, остальных 200 человек наберут из Новофирсова и соседних сел.

Договоры на поставку продуктов «Бурятзолото» заключит с местными фермерами и сельхозпредприятиями и даже транспорт арендует у автопредпринимателей Рубцовска, Поспелихи и Бийска.

– Предприятие на грани рентабельности, поэтому будем сокращать затраты, – прокомментировал эти планы Андрей Макаров, главный инженер проекта.

Наталья Новак, главный эколог «Бурятзолота», рассказала про выбросы в атмосферу пыли руды, про изъятие воды и сброс сточных вод, ковшевой водозабор, про то, что прямого сброса в речку не будет... Люди напряглись, когда дошло до склада реагентов (химикатов для выщелачивания руды) – 400 тонн. Одних цианидов – 60 тонн. При этом воздействие предприятия на окружающую среду экологическая экспертиза оценила как допустимое. С этим тезисом люди решительно не согласились.

– Четыре раза в месяц взрывы – у нас дома на такое не рассчитаны! Трактор мимо проедет – трясутся!

– В Акимовке тоже говорили – ничего страшного, а сколько скотины передохло!

– Ветер вы не загородите. Будет дуть на деревню с Нижнего луга – нам полдня хватит, чтобы отравиться. Делайте на Пропо­стинке – мимо деревни дуть будет!

– Школа на краю деревни стоит, прямо рядом с вашей установкой!!!

– Есть ли на участке растения, занесенные в Красную книгу? – разоблачал «золотарей» (так их называют в деревне) Алексей Грибков (АКО «геблеровское экологическое общество»). – Какие это растения?

– Там сопка голая, выгорело все, не переживай, – комментировали из зала с дистиллированным деревенским презрением. – Тут о людях думать надо, а он – растения.

– Я прошу назвать редких животных, которые могут по­страдать, – продолжал Грибков.

– Ты где был, когда Висячий Камень взрывали? Когда степь горела, где ты был? Не у тех ты спрашиваешь! Они, может, нам хоть кусок хлеба дадут...

Справка:

Компания «Бурятзолото» начала свою деятельность в 1991 году, входит в тройку крупнейших золотодобытчиков России, является оператором и владельцем лицензии на разработку нескольких золоторудных месторождений. 84% акций «Бурятзолота» принадлежит канадской компании High River Gold Mine.

Комментарии

Андрей Фалк , зам гендиректора компании «Бурятзолото»:

– Как это повлияет на экологию? Я вам приведу такой пример. Есть у нас рудник Холдинский, расположен в Восточных Саянах на высоте2000 метров. В этом месте берут начало несколько рек, которые впадают в Ангару: Иркут, Китой... Это реки рыбохозяйственного назначения первой категории. И вот такое явление: выше нас по течению природная концентрация, скажем, тяжелых металлов больше того, что мы потом сбрасываем. Мы очищаем воду! Те вещества, которые мы используем, очень дорогие – нам невыгодно сбрасывать их. Производим локальную очистку наших хозпитьевых вод для внутреннего потребления. Часть воды уходит в реки. Так вот эта вода – чище природной.

Владимир Кирилов, эколог, председатель Алтайского регионального отделения экологической партии России «Зеленые»:

– Что здесь было? Прекрасное место, где наши предки искали золото (сейчас на месте стоянки древних золотоискателей идут раскопки под руководством известного в крае археолога Петра Шульги. – Ред.) Что есть сейчас? Безработица, отрицательный демографический баланс. Что будет? Будет точно не подарок. Это не пляж, не пивбар.

Это производство, карьер. Плохо, конечно, что он расположен в двух километрах от Локтевки, в десяти от Чарыша, который впадает в Обь. Но у нас нет другого выхода, кроме как действовать в этой ситуации с умом.

Вячеслав Колосков, глава Курьинского района:

– Район, конечно, заинтересован в этом предприятии. Как-никак 1,5 миллиона инвестиций. Вот, например, линия электропередач Курья – Новофирсово требует замены, а в планах «Алтайэнерго» на 2008–2009 гг. не стоит. «Бурятзолото» сделает ЛЭП вместе с подстанцией.

P.S. «У Вали нашей дочка вышла за геолога, так он сказал: все будет красиво, чисто, но лучше вам всем отсюда уехать», – рассказывал Иван Андреевич. Он оказался одним из двух жителей Новофирсова, проголосовавших на слушаниях против разработки месторождения. И я слышала, как отозвались односельчане о его протестном голосовании: «Че ему против не быть! У него трактор!»

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость