Будущий алтайский живописец появился на свет в лагерных застенках, находившихся в селе Средне-Краюшкино (ныне – Первомайское), и с рождения стал называться сыном врага народа. После окончания срока маму с маленьким Алёшей выслали в Славгород на поселение.
Лондонские пейзажи
Алексей Алексеевич окончил Казанское художественное училище, а затем учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Его излюбленные жанры – портрет, пейзаж и тематическая картина. Работы молодого мастера, написанные в лучших традициях русской реалистической школы, в крае заметили почти сразу. С 1965 года он является постоянным участником краевых выставок. Конечно, одним Алтаем творческие амбиции художника не ограничивались, и Фортуна улыбалась ему не раз. Одна из самых фантастических встреч повлекла за собой поездку в Великобританию.
– В 1996 году я познакомился с англо-американскими последователями Николая Рериха. Руководителем их движения была прекрасная женщина по имени Кэрол Брюсс. Я сразу же захотел написать её портрет. Она согласилась немного попозировать мне. Времени хватило на то, чтобы сделать небольшой набросок. Но, видимо, ей понравилось общаться со мной, потому что вскоре она пригласила меня в Лондон и обещала позировать, сколько мне будет угодно. Поездка по тем временам обошлась бы мне в три миллиона рублей. Откуда такие деньги у бедного художника? Примерно так я ей ответил. Она тут же выслала мне нужную сумму.
Поездка была шикарная: мои работы побывали в четырёх разных городах, в том числе в Лондоне и Бристоле. Англичане покупали мои картины за баснословные по тем временам деньги. После этого я два года ни в чём не нуждался. Возможность писать лондонскую архитектуру и пейзажи с натуры стала для меня великим счастьем. А через год съездил в США.
Слишком суровая правда
Работы Алексея Дрилёва можно увидеть в музеях и картинных галереях не только нашей страны, но и в Китае, Японии, США и Лондонском национальном музее. Казалось бы, картины человека с мировым признанием должны расходиться буквально из-под кисти, но так бывает не всегда.
– Я создал несколько больших произведений для Владимира Баварина, но он погиб. В числе работ, созданных по его заказу, и картина "Бал горных офицеров в Дворянском собрании Барнаула второй половины ХIХ века". Сюжетом к ней стало реальное историческое событие: в 1856 году на этом балу побывал Ф. М. Достоевский, и он, конечно, присутствует на полотне. Один вариант картины позже всё же выкупили за 50 000 рублей, окупив потраченные на неё материалы.
Ещё одну масштабную картину – "Исповедь" – я писал четыре года одному генералу, который отказался её выкупать, сославшись на то, что деньги, предназначавшиеся на это, уже потрачены. А между тем на ней изображено одно из знаковых событий края и нашей страны: открытые первого храма на территории колонии строгого режима в г. Рубцовске. А триптих "Связь времен", на котором изображён просящий милостыню барнаульский афганец, "зарубили" со словами: "Картина показывает слишком суровую правду". Лежит теперь, никому не нужный.
Везучие натурщики
– Здесь изображена Настёнка, дочь моих знакомых. Когда она была ещё школьницей, у неё отказали ноги. Я попросил её присесть и рассказывать мне, о чём она мечтает. Девочка очень начитанная была: такого мне порассказала о Греции! Так родился этот маленький этюд. Но самое удивительное произошло после. Мало того, что мы сумели поставить Настю на ноги, купая её в проруби, так она ещё и воплотила в жизнь свою главную мечту. Сейчас она живёт в Греции, у неё семья.
Случай с Анастасией далеко не первый, когда художник невольно предсказывает натурщице будущее. Одной из танцовщиц Барнаула Алексей Алексеевич напророчил работу в труппе певца Шуфутинского и жизнь в Тель-Авиве.
– Когда я писал Оленьку, она была такая хмурая – прямо невыносимо работать было! Оказалось, что её после окончания училища направляли в одно из сёл края. Молодой девчонке это, понятное дело, не нравилось. Я ей и говорю: "Скоро к нам приедут танцоры и объявят кастинг. Пройдёшь ты и твоя подружка". Через месяц она прибегает, бросается мне на шею: прошла. А я ей говорю: "Вы поедете на гастроли, где ты познакомишься со своим будущим мужем. Будешь жить с ним на своей исторической родине (она еврейка), и будет у тебя свой танцевальный ансамбль и дочка". Несколько лет после этого я её не видел, и однажды мне пришла посылка из Тель-Авива и письмо о том, что всё сбылось. Так что моим натурщикам по жизни везёт!
Творчество длиною в жизнь
– Я люблю природу, люблю людей, люблю историю, и любовь эту выражаю в своём творчестве. Сейчас пишу этюды к будущему полотну с рабочим названием "Скифы". Для этой картины нужно очень много народу. Особенно не хватает мальчиков – девочки отчего-то охотнее мне позируют. Буквально на днях кормил голубей в парке и познакомился с Полиной, школьницей из 42-й гимназии. Теперь у меня есть набросок её портрета. Обещала прийти попозировать с родителями.
В маленькой мастерской алтайского художника, куда с трудом влезают картины, до сих пор есть место главному: большим творческим планам.
– Я мечтаю съездить в Австралию. Говорят, там удивительная, уникальная природа. Удивляетесь? Зря, у меня ещё сил в запасе – ого-го! Если бы не прорубь и живопись, я бы давно уже помер, а у меня ещё планов громадьё. И на тот свет, уверен, уйду не лёжа в постели, а во время работы над картиной.